Перемены, к которым необходимо готовиться, навыки, которым нужно учиться, и цели, которые нельзя упускать
Зная и используя тренды, которые управляют современным миром, бизнес сохраняет свою конкурентоспособность. Мы анализируем много авторитетных исследований, чтобы ответить на вопрос: “К чему готовить сотрудников сегодня, чтобы быть успешными завтра?”.
Такая диагностика будущего позволяет компании понять, чему учить в ближайшие три-пять лет, и, соответственно, подобрать методы обучения и развития, наиболее подходящие для достижения поставленных целей.
Мы уже сегодня “настраиваем” систему работы с персоналом таким образом, чтобы подготовиться к переменам, которые будут завтра.
Например, ежегодно заказываем ряд исследований рынка труда. Обращу внимание на три ярких тренда из исследования EY “Глобальные тенденции и их влияние на HR, 2016”.
К чему стоит прислушаться? Первое — дефицит квалифицированного персонала. Мы, как крупный работодатель, уже сегодня остро ощущаем в регионах нехватку молодежи, квалифицированных рабочих.
Поэтому последние семь лет работаем с лучшими техническими вузами Украины и готовим ребят, начиная с 4-го курса, для наших ТЭС, шахт, облэнерго. Мы активно популяризируем рабочие профессии среди молодежи, бросаем все силы на модернизацию системы обучения на производстве и разрабатываем стандарты по рабочим специальностям.
Мы уже инициировали и разработали 13 образовательных стандартов, которые утверждены Министерством образования и науки Украины.
Второе — демографические изменения. Происходит старение населения, и, согласно статданным, медианный возраст увеличился на пять лет. Как мы перестроились и учитываем это в своей работе?
Раньше во многих программах развития ограничением был возраст в 45 лет, теперь мы обучаем новым профессиям и навыкам сотрудников в возрасте 50+. Наглядный пример — наш институт внутренних тренеров на производстве.
Мы отбираем и обучаем производственников второй профессии — тренер, чтобы обеспечить передачу опыта и смену поколений. Ведь 75% рынка труда заполнит поколение Y. Это поколение сотрудников, для которого нужно создавать иные “правила жизни” в компании.
Мы, в свою очередь, активно прорабатываем систему гибкого графика работы, который так важен для сотрудников этого поколения.
Третье — диджитализация. В долгосрочной стратегии развития ДТЭК до 2030 г. на следующие десять лет мы ориентированы на использование новых технологий во всех сферах деятельности. Мы разработали концепцию непрерывного развития сотрудников — Agile leaning.
Одним из ее принципов является доступность обучения 24/7. Не важно, где ты находишься, — в офисе или дома, ты можешь обучаться везде. Технологический прогресс настолько стремителен и безудержен, что гаджеты заполонили все пространство.
Дистанционное обучение работает в Академии ДТЭК с момента ее открытия, что дает возможность сотрудникам обучаться в любой точке мира. Портал Академии ДТЭК позволяет быть в курсе событий, содержит библиотеку знаний и рекомендации экспертов. Следуя тренду диджитализации, мы предоставляем максимум возможностей для развития наших сотрудников.
Также рекомендую обратить внимание на исследование “Будущее глобального образования 2015-2035 гг.” организации Global Education Futures, где выделены такие тренды: всевозрастное образование, автоматизация рутинных интеллектуальных операций, эпоха глобальных игроков в образовании (становление глобальных образовательных гигантов — EdX, Coursera, Udacity).
Сейчас, чтобы быть эффективными, сотрудникам нужен набор навыков, заметно отличающийся от тех, которые требовались пять лет назад. Boston Consulting Group в своем исследовании “Навыки 21 века” выделяет такие компетенции, как критическое мышление, креативность, коммуникативность и сотрудничество.
Каждый тренд нужно экстраполировать на свою компанию и задавать вопрос: “Что уже сегодня мы должны сделать с персоналом, чтобы быть готовыми отреагировать на этот тренд?”. Изменения происходят очень быстро.
Но в погоне за будущим нужно помнить, что нельзя упустить цели и потребности самого главного заказчика — бизнеса.
Колонка Александра Кучеренко для: business.ua