Программа весеннего рынка телевизионного контента в Каннах обещала быть более интересной, чем обычно. Прежде всего потому, что впервые организатор, компания Reed Midem, провел новое  мероприятие Canneseries – International Cannes Series Festival. Потребность в такой площадке в рамках крупнейшего рынка телевизионного контента назрела давно. Ни для кого не секрет, что времена, когда сниматься в сериалах, снимать их и, чего греха таить – смотреть, считалось чем-то зазорным, давно прошли. Теперь даже самые именитые специалисты с удовольствием берутся за новый шедевр, располагая при этом и великолепным сценарным материалом, и актерами класса «А» и внушительными средствами. Зритель же, на выходе, получает роскошный продукт длинной в несколько «фильмов».

Израильтяне последние несколько лет традиционно показывают отличный рост качества и популярности своего контента во всем мире. Абсолютно, на мой взгляд, заслуженный победитель фестиваля – сериал-экранизация «Когда герои летают» (When heroes fly). Это рассказ о четырех друзьях-спецназовцах, которые встретились спустя десять лет и отправились в Колумбию на поиски пропавшей сестры одного из них. Эмоциональная история, красивая и экзотичная картинка и в то же время – адаптируемый практически в любой стране сюжет. Вот один из секретов успеха.

Если говорить о форматах программ, здесь, с точки зрения набора жанров, все было довольно стандартно – множество дейтинг, кулинарных и шоу о путешествиях; новые попытки показать таланты в различных областях… Все это уже было и не раз, и уже не вызывает сильных эмоций. Вероятно, поэтому очень много программ с участием детей: от интеллектуальных, таких как Genius Junior – шоу, в котором дети в командах от трех до пяти человек должны правильно ответить на вопросы из самых разнообразных сфер и на выходе получить внушительный денежный приз, до менее серьезных, таких как What Would Your Kid Do? – в котором детей сначала снимают скрытой камерой в школе, а потом приглашают в студию их родителей, которые должны угадать, как их ребенок поведет себя в той или иной ситуации и здесь, конечно, возможны сюрпризы.

Также, неизменны попытки производителей скрестить несколько жанров или направлений. Из свежего – формат Love at first flight. Это шоу, в котором профессиональная сваха сводит одиноких людей, исходя из их личностных характеристик, а продюсеры шоу отправляют новоиспеченную пару в 30-дневное путешествие, в конце которого они должны принять решение – быть или не быть вместе. Или Mom, Dad…Please Don’t wear that! Мейковер безвкусно одетых родителей, экспертами в котором выступают их собственные дети.

Практически каждый год на рынке появляется проект, который поднимает сложный морально-этический вопрос. В этот раз такую историю привезли бельгийцы. Программа Dr. Davy о тяжелобольных детях, которые проходят лечение в больнице. Саму историю рассказывает кукла по имени Доктор Дейви с камерой в стетоскопе. Зритель переживает все эмоции и страдания с полным эффектом присутствия, тем самым делая и без того тяжелую историю, просто невыносимой. Мой ответ – однозначно не стоит. Даже в эпоху отсутствия границ и приватности какие-то вещи трогать все же нельзя…

Отдельного внимания заслуживают новые идеи из азиатского региона. Они традиционно сильно отличаются от того, что привык смотреть наш зритель. Я не буду останавливаться на многочисленных шоу, которые построены вокруг спортивных соревнований в ярких, цифровых декорациях.  Они, на мой взгляд, совсем поверхностны для украинского зрителя, который привык к более глубоким историям с серьезными жизненными перипетиями героев.

Обращу внимание на нечто совсем отличное – Late night show Nitty & Gritty. Это праймовое вечернее ток-шоу, в котором реальные герои с зависимостями и секретами прячутся за куклами мультяшных животных. Именно это позволяет им на протяжении программы вести предельно откровенные беседы и делиться сокровенной информацией. В конце программы некоторые из них снимают маски… Не думаю, что украинского зрителя может заинтересовать формат наблюдения за куклами, которые обсуждают алкоголизм, наркотики и зависимость от онлайн игр.

Или шоу – социальный эксперимент Hungry9, в котором 9 человек, объединенных общей целью, закрыты в одном помещении.  В течение 24 часов участники ведут диалог, сталкиваясь с предательствами и манипуляциями друг друга.  Спустя сутки они должны выйти из запертой комнаты с согласованной всеми позицией о том, кто из них победитель. Интриги, предательства, невероятное напряжение – с одной стороны, конечно, будоражат. Но, в отличии от японского зрителя, для нашего, мне кажется, недостаточно разнообразия в кадре и слишком напряженно, а телевидение в наших непростых реалиях, должно, прежде всего, развлекать.

После этого рынка у меня осталось твердое ощущение, что несмотря на то, что в целом наше телевидение развивается в том же направлении, что и весь мир, налицо существенные отличия.  Украинский зритель в общей массе своей не готов к жестоким и мрачным историям. В тренде близкие к жизни истории, при этом хэппи энд – обязательное условие. Отсюда – повальное увлечение мелодрамами и легкими детективными сериалами. Развлечение и уход от собственной реальности у нас, как и раньше, на первом месте. Именно поэтому с неизменным успехом уже много лет идут различные песенно-танцевальные развлекательные проекты, программы о путешествиях, кулинарные шоу. При этом, важна история за каждым участником и героем, глубина – без этого никуда.

Я уверена, что украинский рынок, получив опыт в производстве проектов по европейским, азиатским или американским форматам, очень скоро даст миру много уникальных историй. Они, в отличии от зарубежных форматов, будут обладать безупречным сочетанием жизненности, душевности и глубины… Всего того, что дает максимальное эмоциональное вовлечение зрителя во время просмотра.