Как вырастить из «зеленого» выпускника настоящего специалиста?
Большинство выпускников украинских вузов сталкиваются с ситуацией, когда работодатели хотят получить уже готовых специалистов. По сути, работодатели правы. Для большого и сложного проекта, такого как, например, модернизация инфраструктуры крупнейшего оператора фиксированной связи, требующего активного и быстрого запуска, необходимы люди, обладающие не только знаниями, но и навыками. Но реальность такова, что вчерашние студенты зачастую не готовы к практическому выполнению сложных задач.
Сейчас многие вузы выпускают специалистов с приставкой “менеджер”. К сожалению, эта приставка просто дань моде и, по сути своей, не означает, что университет готовит полноценного управленца. Менеджер – это, в первую очередь, человек, который понимает, как общаться с людьми, как ставить задачи, как курировать процессы и находить зерно истины в дискуссии, когда возникает конфликт. Иными словами, мыслит нешаблонно при решении нестандартных проблем.
Когда украинские вузы начнут давать не только отраслевые знания, но и навыки управления, то конкурентоспособность их выпускников на рынке труда в разы возрастет
Каждая компания хочет получить результат. И менеджер – это как раз тот человек, который персонально отвечает за его достижение. Только для того, чтобы добиться результата, он должен жить будущим. Думать на шаг вперед, о том, как достичь цели, исходя из доступных ресурсов. Менеджер должен реально “играть в шахматы” и просчитывать игру на много ходов вперед.
В то же время, у него должны быть отличные коммуникативные навыки. Специалист понимает, как сделать, но он зачастую не находит нужных слов, чтобы объяснить другим необходимость этих действий. Менеджер, в свою очередь, должен знать, и как понятно поставить задачу, и как мотивировать команду на ее выполнение. И такие знания невозможно получить только изучением теории.
Поэтому мы привлекаем молодежь из вузов (Киевского политехнического института, Одесской академии связи, Государственного университета коммуникационных технологий и других), но, как правило, на начальные позиции, где требуется больше шаблонного мышления. Специалисту-выпускнику, обладающему знаниями, пониманием, как работает оборудование, и, имея инструкцию по его эксплуатации, можно ставить простые задачи и постепенно наращивать навыки. Да, безусловно, к ним необходимо приставить наставников, которые будут вести их по пути развития. Но для стартовых позиций это – абсолютно нормальная практика.
Кроме этого, Укртелеком уже третий год подряд реализует образовательный проект для студентов последних курсов и выпускников вузов. В его рамках участники как раз и получают знания по проектному управлению, работают в командах, учатся эффективно презентовать свои идеи. Все эти знания они сразу используют на практике, разрабатывая собственные проекты.
На мой взгляд, уровень теоретической подготовки в украинских вузах вполне хороший. Конечно, им необходимо знакомиться с конкретными задачами и оборудованием, но я сталкивался с ситуациями, когда буквально через год работы люди становились ведущими инженерами.
Вузам, однако, не хватает практической подготовки именно в управлении. Очень сложно учить управлять в теории без закрепления знаний практикой. В чем простота работы с оборудованием? Условно, нажал кнопку – и получил результат. В общении с людьми так не получается, люди многогранны и требуют индивидуального подхода.
Я учился в институте давно. И в те годы методика преподавания и получения знаний была предельно простой: лекция, какая-то практика, лабораторное занятие, и на этом все. Сейчас постакадемическое образование строится на базе тренингов. Тебе дают дозированно информацию в виде теории, а потом идет отработка навыков.
Если человек, выходя из института, будет понимать, что подчиненного нельзя просто заставить работать, если он будет понимать, что задачу надо ставить по принципам S.M.A.R.T. (Конкретность. Измеримость. Достижимость. Значимость. Временное ограничение), тогда с выпускником есть смысл говорить дальше. При наличии базовых навыков управления людьми уже действительно можно обучать начинающего специалиста по управлению проектами, непосредственно вовлекая его в рабочий процесс.
Колонка Вадима Бойко для dengi.ua