Сразу успокою – на этот раз никаких рисков, угроз и страшилок, то есть не как обычно. 2018-й обещает стать хорошим годом для тех СМИ, которые сократят расстояние со своей аудиторией, преодолеют зависимость от социальных сетей и поисковых систем. Западные медиа, к слову, уже активно работают в этом направлении.

Итак, ключевой глобальный тренд – получение прибыли от читательской аудитории, а не от рекламы.

Вот что говорят в The New York Times о своей стратегии: «Мы – бизнес, основанный на подписке. Именно это отличает нас от многих других медиа. Мы не тратим силы на то, чтобы увеличить количество кликов и продавать низко маргинальную рекламу. Мы не пытаемся выиграть в гонке за просмотры страниц. Мы верим, что наша задача – делать такую журналистику, за которую будут готовы платить миллионы людей во всем мире» … Амбициозно? – Более чем. Однако американцы в своих намерениях не одиноки. Норвежская газета Aftenposten в 2017 году удвоила число подписчиков, сместив фокус с публикаций, которые дают максимум траффика, к материалам, которые обеспечивают максимальное вовлечение читателей. По словам одного из руководителей норвежского СМИ, теперь они заботятся не о том, сколько будет просмотров, а о том, сколько подписчиков они получили и как сделать их счастливыми…. Вот бы нашим СМИ такие порывы… /мечтательно/:).

Другой аспект успешной стратегии в цифровой журналистике – инвестиции в Big Data и навыки, которые помогают эти данные эффективно использовать. Собственно, ничего нового: Big Data все увереннее и настойчивее покоряет мир.

И третья тенденция – СМИ вынуждены выстраивать прямые отношения со своими читателями, поскольку зависимость от Facebook и Google может привести к непредсказуемым результатам со знаком минус. Все мы помним, как еще прошлом году ФБ изменил алгоритм выдачи новостей (и это я не трогаю относительно недавние обещания Марка!) – после этого некоторые СМИ потеряли 35% охватов. Какой выход? Работать с читательской аудиторией напрямую. Арсенал инструментов на самом деле достаточно широк: подкасты, рассылки, push-уведомления и прочее, и прочее.

Собственно, это все – коротко о главном. А нашим, украинским, СМИ я желаю держать нос по ветру – учитывать тренды в своей работе и не отставать от западных коллег. Ну и конечно, делать нас, своих читателей, счастливыми – классная же идея :).