Инструкция Facebook о том, как не принять фейк за правду.

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим (с).

Через месяц в Великобритании состоятся парламентские выборы. Там, как и у нас, ФБ для многих является весомым источником информации о происходящем в стране. Поэтому британцы переживают, что люди отправятся голосовать, руководствуясь лживой информацией. И хотят, чтобы на страницах сети вранья – нечаянного или намеренного – было поменьше. Мы тоже хотим – не знаю, как там у них, в Туманном Альбионе, а у нас – собираться с силами и мыслями в попытках отличить правду от лжи – приходится по несколько раз в день.

Facebook, который был обвинен в распространении недостоверной информации во время президентской гонки Трамп-Клинтон, решил в Британии сыграть на опережение, тем самым обезопасив себя от возможного негатива. И с этой целью опубликовал в The Times, The Guardian и Daily Telegraph (по-крупному!) небольшую инструкцию, как не принять фейк за правду. Для профи от СМИ – ничего нового, а вот широкой аудитории не грех будет простые эти правила узнать, запомнить и время от времени освежать в памяти.

Собственно, инструкция:

  1. Скептически относитесь к заголовкам

Мое любимое. Проработав не один год в PR, о заголовках я могу говорить часами. Конечно, умение придумывать заголовки, отражающие суть, но при этом громкие, яркие и «в яблочко» – сродни искусству и доступно не всем. И жаль, что зачастую заголовки не отвечают написанному в статье, а иногда – в самых тяжелых случаях – искажают суть. Поэтому внимательно читаем, что написано под заголовком. И делаем выводы при помощи своей головы.

  1. Проверьте веб-адрес, на который ссылается публикация

Даже если написано все очень правдоподобно. И для пущей убедительности в статье приведены ссылки на авторитетные источники. Не поленитесь, кликните.

  1. Изучите первоисточник. Продолжение предыдущего пункта.
  1. Обратите внимание на необычное форматирование

Многие фейковые сайты создаются под конкретную задачу. А значит, быстро и «на коленке». Скорость, к сожалению, часто исключает качество. Так что если вдруг ваши глаза спотыкаются об огромное количество грамматических ошибок, да и сама верстка кажется подозрительной, то, вполне вероятно, «кое-кто вовсе не кое-кто».

  1. Изучите приложенные фотографии

Все мы помним случай, когда история одного вооруженного конфликта была проиллюстрирована фотографиями, сделанными на совершенно другой войне.

  1. Проверьте дату публикации. Вроде бы банально. Но иногда случаются сюрпризы.
  1. Изучите доказательства, на которые ссылается автор публикации

И вообще подумайте – утверждения автора основаны на фактах? Проверенных фактах? Или на его собственном бесценном мнении, мнении его друга или работодателя?

  1. Посмотрите, как об этом событии пишут другие издания

Тут, конечно, могут быть нюансы. Но если взгляды на одно и то же событие далеки друг от друга как «да» и «нет», истина – где-то посередине. 100%.

  1. Убедитесь, не является ли история шуткой?

Особенно в канун 1-го апреля. Вы даже не представляете, какую дичь мне приходилось опровергать. Кто-то пошутил, а у меня – шквал запросов и глаз дергается.

  1. Помните, что некоторые истории намеренно поданы как ложные (сатирические новости и розыгрыши).

Без чувства юмора никуда, в общем. Даже новости не почитать 🙂 .

Краткий вывод: погружаясь в мир новостей, мыслим критически (everybody lies – доктор Хаус знал, о чем говорил 🙂 ), держим голову холодной (даже если прочитанное с первой строки вызывает эмоциональную лихорадку) и делим все на 10. Короче, бдительность и соблюдение нехитрых правил – и да пребудет со всеми нами сила (мы же знаем, в чем она?) 🙂