Инструкция Facebook о том, как не принять фейк за правду.
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим (с).
Через месяц в Великобритании состоятся парламентские выборы. Там, как и у нас, ФБ для многих является весомым источником информации о происходящем в стране. Поэтому британцы переживают, что люди отправятся голосовать, руководствуясь лживой информацией. И хотят, чтобы на страницах сети вранья – нечаянного или намеренного – было поменьше. Мы тоже хотим – не знаю, как там у них, в Туманном Альбионе, а у нас – собираться с силами и мыслями в попытках отличить правду от лжи – приходится по несколько раз в день.
Facebook, который был обвинен в распространении недостоверной информации во время президентской гонки Трамп-Клинтон, решил в Британии сыграть на опережение, тем самым обезопасив себя от возможного негатива. И с этой целью опубликовал в The Times, The Guardian и Daily Telegraph (по-крупному!) небольшую инструкцию, как не принять фейк за правду. Для профи от СМИ – ничего нового, а вот широкой аудитории не грех будет простые эти правила узнать, запомнить и время от времени освежать в памяти.
Собственно, инструкция:
- Скептически относитесь к заголовкам
Мое любимое. Проработав не один год в PR, о заголовках я могу говорить часами. Конечно, умение придумывать заголовки, отражающие суть, но при этом громкие, яркие и «в яблочко» – сродни искусству и доступно не всем. И жаль, что зачастую заголовки не отвечают написанному в статье, а иногда – в самых тяжелых случаях – искажают суть. Поэтому внимательно читаем, что написано под заголовком. И делаем выводы при помощи своей головы.
- Проверьте веб-адрес, на который ссылается публикация
Даже если написано все очень правдоподобно. И для пущей убедительности в статье приведены ссылки на авторитетные источники. Не поленитесь, кликните.
- Изучите первоисточник. Продолжение предыдущего пункта.
- Обратите внимание на необычное форматирование
Многие фейковые сайты создаются под конкретную задачу. А значит, быстро и «на коленке». Скорость, к сожалению, часто исключает качество. Так что если вдруг ваши глаза спотыкаются об огромное количество грамматических ошибок, да и сама верстка кажется подозрительной, то, вполне вероятно, «кое-кто вовсе не кое-кто».
- Изучите приложенные фотографии
Все мы помним случай, когда история одного вооруженного конфликта была проиллюстрирована фотографиями, сделанными на совершенно другой войне.
- Проверьте дату публикации. Вроде бы банально. Но иногда случаются сюрпризы.
- Изучите доказательства, на которые ссылается автор публикации
И вообще подумайте – утверждения автора основаны на фактах? Проверенных фактах? Или на его собственном бесценном мнении, мнении его друга или работодателя?
- Посмотрите, как об этом событии пишут другие издания
Тут, конечно, могут быть нюансы. Но если взгляды на одно и то же событие далеки друг от друга как «да» и «нет», истина – где-то посередине. 100%.
- Убедитесь, не является ли история шуткой?
Особенно в канун 1-го апреля. Вы даже не представляете, какую дичь мне приходилось опровергать. Кто-то пошутил, а у меня – шквал запросов и глаз дергается.
- Помните, что некоторые истории намеренно поданы как ложные (сатирические новости и розыгрыши).
Без чувства юмора никуда, в общем. Даже новости не почитать 🙂 .
Краткий вывод: погружаясь в мир новостей, мыслим критически (everybody lies – доктор Хаус знал, о чем говорил 🙂 ), держим голову холодной (даже если прочитанное с первой строки вызывает эмоциональную лихорадку) и делим все на 10. Короче, бдительность и соблюдение нехитрых правил – и да пребудет со всеми нами сила (мы же знаем, в чем она?) 🙂