Моя жена спросила меня, почему я так тихо разговариваю в доме. Я сказал, что боюсь, что Марк Цукерберг слушает. В ответ она засмеялась. И я тоже засмеялся. И Сири засмеялась.

Если в каждой шутке – доля правды, то в этой – львиная. Вчера Фейсбук официально подтвердил, что не только слушал, но еще и нанимал людей для расшифровки аудио-сообщений пользователей в мессенджере. Цель, уверяет Марк, – благая: проверить, насколько искусственный интеллект Facebook распознает содержание разговоров пользователей.

А несколькими днями ранее Reddit (социальный новостной сайт, на котором зарегистрированные пользователи могут размещать ссылки на какую-либо понравившуюся информацию в интернете, – wiki) взорвался тредом, где пользователи обсуждают, какую информацию они смогли найти в скачанном архиве со всеми данными, которые о них собирает Google. Все самое лучшее, если вы не владеете английским, уже перевели на том же реддите. Если коротко: там куча всего от забавных случайных аудиозаписей до маршрутов передвижения в невменяемом состоянии. Одна девушка даже смогла найти нигде больше не сохранившиеся записи голоса и фото своего недавно погибшего мужа. Так-то.

Выкачать свой архив ради фана или для других целей можно здесь. Процесс займет некоторое время, так что можно будет задуматься над двумя вещами: 1. Зачем корпорации собирают столько информации о нас? 2. Что с этим делать?

С первым все более-менее понятно. Данные – золото, на них можно зарабатывать. ФБ и Гугл клянутся, что собирают всю информацию о вас (к слову, с вашего же позволения – вы же читаете все пользовательские соглашения?), чтобы показывать релевантную для вас и только для вас рекламу. Сейчас любые активности в диджитале, даже со скрупулезным таргетингом – все равно ковровая бомбардировка. Даже если вы делаете кампанию а-ля Cambridge Analytica, вы все равно таргетируетесь на кучу народа, который вашей ЦА не является, и никогда не совершит те действия, которые вы от него ожидаете. Потенциально, чем больше о вас данных у Гугла и Фейсбука, тем релевантнее товары и услуги они вам будут предлагать. Хорошо и рекламодателям (не переплачивают за мертвые показы), и вам (не смотрите кучу рекламы того, что никогда не купите).

Некоторые уверяют, что корпорации также передают эти данные госструктурам, и, таким образом, большой брат следит за тобой. Мало кому нравится быть героем «Черного зеркала», но вопрос «что с этим делать» скорее философский. Можно заморочиться приватностью в интернете, отказаться от гаджетов, перейти на криптовалюту, использовать анонимайзеры и выходить только в даркнет. А можно забить и не париться – приватность, как уверяет наш директор по информационной защите, штука весьма относительная. Выбор за вами.

Важно помнить, что, так или иначе, это новая реальность. Всё (почти), что вы делаете, скорее всего, будет где-то кем-то зафиксировано. Это почти библейская история IRL. Так что ведите себя хорошо.