Четыре с половиной миллиарда человек в мире пользуются интернетом и каждый из нас, кто более, кто менее, является Homo Digitalis. Это человек цифровой эпохи, новый подвид Homo Sapiens. Если у вас есть ребенок 2-3 летний ребенок, легко пользующийся смартфоном или планшетом, вы в курсе, о чем я. В чем же его (или правильнее говорить – наши?) особенности?

Умные люди подсчитали, что современный человек проводит на 70% времени больше со смартфоном, чем с семьей и друзьями. Из этого следует, что доверие к виртуальному миру намного сильнее, чем к реальному: авторитетность мнений родных и друзей снижается в пользу различных блоггеров. Еще одна негативная тенденция в том, что доверие к последним высокое, все воспринимается за чистую монету, а достоверность не проверяется.

Показателен кейс (погуглите подробности!) инстаграм-аккаунта француженки Луис Делаж, который оказался социальной рекламой, направленной на борьбу с алкоголизмом. Парижское рекламное агентство BETC по заказу некоммерческой организации Addict Aid создало виртуальную девушку, ежедневно публикуя в ее профиле фотографии яркой и беззаботной жизни: лето, солнце, море, пляж, ночные клубы и так далее. Каждый снимок объединяла одна деталь – алкоголь: коктейль, бокал вина, бутылка шампанского. Эксперимент рекламного агентства сработал: лишь единицы заметили, что у Луис Деланж алкогольная зависимость, тогда как остальные восхищались ее гламурной жизнью.

Отсутствие критического восприятия информации у Homo Digitalis стало прямым следствием того, сколько контента им приходится поглощать. При этом процесс не так сильно привязан к месту, как раньше – был бы хороший 3G/4G или Wi-Fi. Нужно смириться с тем, что информация стала таким же FMCG-товаром, как и кофе, с которым она потребляется. А что человек делает с тем, чего становится много в его жизни? Правильно: он перестает это ценить и замечать. Контент сам по себе перестал быть важным. Большее значение получили сервисы, которые за ним стоят. Итого: если сложить переизбыток контента и его доступность, то получим рассеянность внимания у Homo Digitalis.

И еще пару слов об отсутствии привязки к месту: если постиндустриального потребителя можно было «привязать» к конкретному телеканалу и конкретной передаче, то цифровой потребитель абсолютно свободен в своем выборе: смотрит что хочет, когда хочет и где хочет. Каналом №1 становится смартфон, на втором месте – гаджеты «умного дома». В Великобритании 52% продаж происходит на экране смартфона и только 22% — после просмотра телерекламы. В 2018 году digital впервые в истории стал рекламным каналом №1, сместив казалось незыблемое на протяжении десятилетий ТВ.

Что будет дальше? Мне кажется, что все мы продолжим превращаться в Homo Digitalis. Этот процесс необратим, поскольку он напрямую связан с диджитализацией нашей повседневной жизни. И любой ребенок, не знающий букв, но понимающий, что и где нажимать на сенсорном экране, чтобы загрузить любимую игру, яркий маркер нашего времени. Плохо это все или хорошо – я не знаю. Наверное, это просто есть. И все, что мы можем сделать: знать меру – помнить, что мир может быть интересным не только за стеклом монитора, но и за окном, а реальные близкие люди все-таки важнее, чем виртуальные френды. Не забывайте об этом в Новом Году, и пусть на праздниках у вас просто не будет хватать времени, чтобы заглянуть в телефон! С Наступающим. 🙂