Мне кажется, что в текстах вакансий требование «стрессоустойчивость» есть смысл заменить на «эмоциональный интеллект». С одной стороны, соискателям это даст надежду, что на новой работе будет не так страшно, а с другой – именно эмоциональный интеллект помогает оставаться неуязвимым к негативу.

Люблю читать об экспериментах 🙂 . Журнал Harvard Business Review опубликовал статью об исследовании ученых Пенсильванского университета «Лидерство через выгорание». Суть: анкетировали 35 главврачей, чтобы узнать, как они борются с проблемой выгорания (если, конечно, проблема есть и, если борются). Результаты исследования удивили даже самих авторов: при том, что 69% опрошенных описали свой стресс такими эпитетами как «высокий», «очень высокий» и «наивысший», признаков выгорания у них не обнаружили. В чем секрет? Правильно, не в стрессоустойчивости, а в эмоциональном интеллекте.

Канди Вьенс и Энни МакКи, те самые ученые из Пенсильвании, предложили несколько способов для укрощения стресса (спойлер – «заедать» и «запивать» в их число не входит).

  1. Не создавать стресс

Не знаю, как у вас, а у меня это работает так: никто не может меня «вогнать» в бОльший стресс, чем я сама. Точно знаю, что я не одна такая. Что имею в виду? Например, вас ждет важная, возможно, судьбоносная, встреча, то есть потенциальный стресс. Вы думаете об этой встрече все время. Накручиваете себя. Вы уже не вы, а Стресс, который вас поработил. Понятно, что легче сказать: «Не думай об этом», чем сделать. Но иначе это не работает. Постарайтесь переключиться. Вы же готовы к встрече или событию? Конечно, готовы. То есть вы сделали, что должно. Значит, будь что будет.

  1. Не воображайте себя суперменом

Или супервумен. У вас есть свои слабые стороны (у всех есть). Но и сильные тоже имеются, ведь так? Если вы честно проведете ревизию своих способностей, то увидите, где вам нужна помощь. Лучше честно признаться в собственных слабостях, чем поседеть раньше времени от жгучего перфекционизма.

  1. Дышите глубже!

Вот такой незамысловатый совет. Могу поспорить, что едва ли не каждому в жизни хотя бы раз советовали: «Так, успокойся и дыши глубже». Странно, но помогает. А если в добавок взять в руки чашку с чем-то горячим, то панической атаки удастся избежать при первых признаках ее проявления. Это уже совет от меня, а не от умных американцев.

  1. Посмотрите на ситуацию под другим углом

Всегда ведь есть как минимум два выхода? Подумайте, как проблему, которая вызывает у вас стресс, перевести в задачу, способную повысить ваш профессиональный уровень.

  1. Включите режим «Эмпатическое слушание»

Или, что более привычно нашему слуху: «Попробуйте себя поставить на место другого человека». Если вы поймете точку зрения другого человека, получите гораздо больше шансов завоевать его доверие и повлиять на него.

Вот такие простые советы. Наверняка, каждый их может дополнить своими способами борьбы со стрессом. Мои – кулинарные эксперименты, посиделки с друзьями, йога и театр. А что у вас? 🙂