Поговорим, что взять из функции в компетенцию в 2021 году

Когда мы говорим о коммуникациях, кто-то понимает, что речь идет о функции. Для кого-то коммуникация – это компетенция. Я же предлагаю построить мост от коммуникации как функции к коммуникации как компетенции. Попробую выбрать «полезности» из профессии, которые советую применять каждому.

  1. Социальные связи – наш капитал.

Для меня «коммуникация» – это всегда про взаимодействие или отношения. Слышали ли вы о числе Данбара?

Робин Данбар — эволюционный психолог, который благодаря своим исследованиям, научился очень точно предсказывать размеры социальной группы и близкого круга у разных видов приматов. Применительно к людям оказалось, что большинство социальных групп должны состоять примерно из 150 людей: примерно к такому количеству контактов вы можете обращаться с просьбой оказать услугу и ожидать, что просьба будет выполнена.

Наш более близкий круг — это примерно 12 человек. Но 150 — важное число. Это максимальное число людей, с которыми большинство из нас могут поддерживать стабильные социальные связи. Все, что свыше этого порога, уже напрягает наш мозг, и по мере добавления новых людей старые будут отпадать.

Важно сформировать круг знакомств, дающий нам поддержку и возможности для развития. Для этого нужно помнить правила нетворкинга:

  • Оказывайте поддержку и получайте помощь.
  • Отдавайте больше, чем получаете.
  • Связывайте людей между собой.
  • Укрепляйте отношения.
  • Уделяйте максимум внимания собеседнику.
  • Обменивайтесь ожиданиями.
  • Всегда выполняйте обещания.
  • Расширяйте круг знакомств.

Социальные или горизонтальные связи – это наш ценный капитал, нарабатываемый ежедневной работой, результатом которой могут стать тёплые взаимоотношения и множество решенных вопросов любого уровня сложности.

  1. Осваиваем правила эффективного общения.

Согласитесь, что создавать социальные связи мы можем только через общение. Недавно мне попалась книга Бенто Леала III, американского тренера по коммуникативным навыкам, 4 Essential Keys to Effective Communication in Love, Life, WorkAnywhere!, 2020.

Книгу рекомендую всем, и делюсь тем, что нужно знать об эффективности коммуникаций для жизни и работы.

Суть эффективного общения – в эмпатии, искреннем желании понять собеседника, проявить уважение и стремление к согласию даже в самых непростых ситуациях.

Восприятие собеседника – это «линза», которая окрашивает всю коммуникацию в определенные краски. Нужно научиться настраивать «линзу» так, чтобы видеть плюсы и уникальные качества собеседника.

Существует четыре основных ключа к эффективному общению:

  • Установка на эмпатию: настраиваемся слушать, слышать и понимать.
  • Эмпатичное слушанье: внимательно слушаем собеседника, воспринимаем информацию во всей полноте, не допускаем искажений и фильтраций.
  • Эмпатичное высказывание: выражаем свои мысли корректно и дипломатично. Если обсуждаем негатив, стараемся не распространять его на собеседника.
  • Эмпатичный диалог: чередуем эмпатичное слушанье с эмпатичным высказыванием. В ситуации, когда нет полной ясности, можно повторить своими словами то, что вы услышали от собеседника. Это позволит «навести фокус» и устранить потенциальное недопонимание.

Чтобы получать удовольствие от отношений, ищите в них позитив и мотивацию, и не забывайте регулярно благодарить людей, с которыми вы общаетесь. Похвала, признание и признательность творят чудеса.

  1. Учимся давать и принимать обратную связь.

Коммуникации, взаимоотношения, общение – это мир обратной связи.

Обратная связь, в большинстве случаев, полезный инструмент, которым нужно научиться пользоваться, даже если фидбек нам не всегда нравится.

Если к вам «летит» обратная связь, вспоминаем этот чек-лист:

  • Вникаем в смысл.
  • Выясняем, откуда берутся выводы.
  • Помним, что со стороны иногда виднее.
  • Отделяем форму критики от содержания.
  • Разделяем факты, их интерпретации и эмоции.
  • Не мыслим ярлыками.
  • Используем критику для изменений.
  1. Пишем понятно, просто и интересно.

В коммуникациях особое место занимает способность четко доносить информацию разными способами. И если публичные выступления навык в большей степени добровольный, то умение писать чётко и понятно нужно практически всем.

Существует достаточно много информации о том, как научиться райтингу. Вот простые рекомендации, которые точно помогут улучшить письменные навыки:

  • Начиная любой текст, убедитесь в том, что вы точно понимаете, о чем будете писать и какую ключевую мысль хотите донести.
  • Вы знаете, кто ваша целевая аудитория. Понимаете профиль своего читателя.
  • Можете объяснить ключевые сообщения так просто, что поймет даже ребёнок или бабушка-соседка.
  • Старайтесь не использовать канцеляризмы (в соответствии, во избежание, на данный момент…) и заумные слова (пролонгировать, превалировать, стагнация…), если это не узкопрофильный текст.
  • Используя аббревиатуры, не забывайте давать их расшифровку при первом упоминании в тексте, если это не устоявшийся термин.
  • Всегда перечитывайте то, что вы написали. Поверьте, любой текст всегда можно улучшить.
  • Читайте много и часто. Выбирайте разную литературу.
  1. Оттачиваем цифровые компетенции.

По данным исследования Digital 2020, более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом. Из них 3,8 миллиарда – пользователи социальных медиа.

Все мы являемся производителями и потребителями цифрового контента. Наши цифровые компетенции развиваются практически ежедневно. Социальные сети являются именно той площадкой, на которой мы оттачиваем навыки цифрового общения.

За одну минуту в соцсетях публикуется примерно 200 000 постов.  Для того, чтобы ваша активность в соцсетях была продуктивной, помните о простых правилах:

  • В соцсетях вы общаетесь с людьми.
  • Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
  • Все, что вы публикуете – ваш цифровой след. То, каким он будет, зависит от вас.
  • Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты.
  • Помогайте другим там, где это возможно.

В какой бы сфере мы не работали, коммуникации будут всегда рядом. Любите то, что вы делаете, инвестируйте в отношения, уважайте своих собеседников и читателей, и не забывайте регулярно благодарить тех, кто вам помогает.