Поговорим, что взять из функции в компетенцию в 2021 году
Когда мы говорим о коммуникациях, кто-то понимает, что речь идет о функции. Для кого-то коммуникация – это компетенция. Я же предлагаю построить мост от коммуникации как функции к коммуникации как компетенции. Попробую выбрать «полезности» из профессии, которые советую применять каждому.
- Социальные связи – наш капитал.
Для меня «коммуникация» – это всегда про взаимодействие или отношения. Слышали ли вы о числе Данбара?
Робин Данбар — эволюционный психолог, который благодаря своим исследованиям, научился очень точно предсказывать размеры социальной группы и близкого круга у разных видов приматов. Применительно к людям оказалось, что большинство социальных групп должны состоять примерно из 150 людей: примерно к такому количеству контактов вы можете обращаться с просьбой оказать услугу и ожидать, что просьба будет выполнена.
Наш более близкий круг — это примерно 12 человек. Но 150 — важное число. Это максимальное число людей, с которыми большинство из нас могут поддерживать стабильные социальные связи. Все, что свыше этого порога, уже напрягает наш мозг, и по мере добавления новых людей старые будут отпадать.
Важно сформировать круг знакомств, дающий нам поддержку и возможности для развития. Для этого нужно помнить правила нетворкинга:
- Оказывайте поддержку и получайте помощь.
- Отдавайте больше, чем получаете.
- Связывайте людей между собой.
- Укрепляйте отношения.
- Уделяйте максимум внимания собеседнику.
- Обменивайтесь ожиданиями.
- Всегда выполняйте обещания.
- Расширяйте круг знакомств.
Социальные или горизонтальные связи – это наш ценный капитал, нарабатываемый ежедневной работой, результатом которой могут стать тёплые взаимоотношения и множество решенных вопросов любого уровня сложности.
- Осваиваем правила эффективного общения.
Согласитесь, что создавать социальные связи мы можем только через общение. Недавно мне попалась книга Бенто Леала III, американского тренера по коммуникативным навыкам, 4 Essential Keys to Effective Communication in Love, Life, Work – Anywhere!, 2020.
Книгу рекомендую всем, и делюсь тем, что нужно знать об эффективности коммуникаций для жизни и работы.
Суть эффективного общения – в эмпатии, искреннем желании понять собеседника, проявить уважение и стремление к согласию даже в самых непростых ситуациях.
Восприятие собеседника – это «линза», которая окрашивает всю коммуникацию в определенные краски. Нужно научиться настраивать «линзу» так, чтобы видеть плюсы и уникальные качества собеседника.
Существует четыре основных ключа к эффективному общению:
- Установка на эмпатию: настраиваемся слушать, слышать и понимать.
- Эмпатичное слушанье: внимательно слушаем собеседника, воспринимаем информацию во всей полноте, не допускаем искажений и фильтраций.
- Эмпатичное высказывание: выражаем свои мысли корректно и дипломатично. Если обсуждаем негатив, стараемся не распространять его на собеседника.
- Эмпатичный диалог: чередуем эмпатичное слушанье с эмпатичным высказыванием. В ситуации, когда нет полной ясности, можно повторить своими словами то, что вы услышали от собеседника. Это позволит «навести фокус» и устранить потенциальное недопонимание.
Чтобы получать удовольствие от отношений, ищите в них позитив и мотивацию, и не забывайте регулярно благодарить людей, с которыми вы общаетесь. Похвала, признание и признательность творят чудеса.
- Учимся давать и принимать обратную связь.
Коммуникации, взаимоотношения, общение – это мир обратной связи.
Обратная связь, в большинстве случаев, полезный инструмент, которым нужно научиться пользоваться, даже если фидбек нам не всегда нравится.
Если к вам «летит» обратная связь, вспоминаем этот чек-лист:
- Вникаем в смысл.
- Выясняем, откуда берутся выводы.
- Помним, что со стороны иногда виднее.
- Отделяем форму критики от содержания.
- Разделяем факты, их интерпретации и эмоции.
- Не мыслим ярлыками.
- Используем критику для изменений.
- Пишем понятно, просто и интересно.
В коммуникациях особое место занимает способность четко доносить информацию разными способами. И если публичные выступления навык в большей степени добровольный, то умение писать чётко и понятно нужно практически всем.
Существует достаточно много информации о том, как научиться райтингу. Вот простые рекомендации, которые точно помогут улучшить письменные навыки:
- Начиная любой текст, убедитесь в том, что вы точно понимаете, о чем будете писать и какую ключевую мысль хотите донести.
- Вы знаете, кто ваша целевая аудитория. Понимаете профиль своего читателя.
- Можете объяснить ключевые сообщения так просто, что поймет даже ребёнок или бабушка-соседка.
- Старайтесь не использовать канцеляризмы (в соответствии, во избежание, на данный момент…) и заумные слова (пролонгировать, превалировать, стагнация…), если это не узкопрофильный текст.
- Используя аббревиатуры, не забывайте давать их расшифровку при первом упоминании в тексте, если это не устоявшийся термин.
- Всегда перечитывайте то, что вы написали. Поверьте, любой текст всегда можно улучшить.
- Читайте много и часто. Выбирайте разную литературу.
- Оттачиваем цифровые компетенции.
По данным исследования Digital 2020, более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом. Из них 3,8 миллиарда – пользователи социальных медиа.
Все мы являемся производителями и потребителями цифрового контента. Наши цифровые компетенции развиваются практически ежедневно. Социальные сети являются именно той площадкой, на которой мы оттачиваем навыки цифрового общения.
За одну минуту в соцсетях публикуется примерно 200 000 постов. Для того, чтобы ваша активность в соцсетях была продуктивной, помните о простых правилах:
- В соцсетях вы общаетесь с людьми.
- Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
- Все, что вы публикуете – ваш цифровой след. То, каким он будет, зависит от вас.
- Старайтесь не ввязываться в публичные конфликты.
- Помогайте другим там, где это возможно.
В какой бы сфере мы не работали, коммуникации будут всегда рядом. Любите то, что вы делаете, инвестируйте в отношения, уважайте своих собеседников и читателей, и не забывайте регулярно благодарить тех, кто вам помогает.