Компания растет, количество сотрудников стало в разы больше, ключевые сотрудники стали дороже золота, ведь на них держится куча процессов. Как перестароховаться и взрастить достойных приемников для руководящих должностей? Особенно, когда сейчас в команде есть несколько кандидатов, которые одинаково эффективно работают. Можно ли спрогнозировать, кто реально потянет новые более сложные обязанности? – Можно! Есть инструмент, способный решить эту и ряд других задач, – ассессмент центр.
Что такое ассессмент?
В переводе с английского ассессмент – это оценка. Чаще всего используют название ассессмент центр. Цель этого мероприятия – оценить сотрудников. Это комбинация упражнений, которая позволяет пронаблюдать заранее определенную группу компетенций и объективно оценить их. Ассессмент центр включает в себя различный набор упражнений, чаще всего используют:
- бизнес симуляции,
- решения кейсов,
- презентации,
- самопрезентации,
- интервью с асессором.
Зачем используют столько типов упражнений?
Необходимо комбинировать разные типы задач, чтобы в каждом упражнении можно было пронаблюдать поведение сотрудника, а после сделать комплексные выводы о его компетенциях.
Качественный ассессмент центр отличается именно тем, что объединяются различные упражнения, чтоб одно и тоже поведение можно было понаблюдать в нескольких ситуациях, точно определить, как себя ведет сотрудник. Максимальная объективность оценки достигается именно при помощи рассмотрения поведения с разных сторон.
Как появился этот метод оценки?
Впервые центры оценки появились в США, они использовались для проверки военных. Этот инструмент позволял точно спрогнозировать, как они будут себя проявлять в условиях реального боя. На кону стоит жизнь человека, поэтому было необходимо точно выяснить, будет ли этот солдат эффективным, сможет ли он принимать быстрые решения или наоборот будет тормозить, есть ли потенциал стать лидером или же он потеряется в массе сослуживцев. Чтобы своевременно отвечать на все эти вопросы, военные службы разработали центры оценки и симуляции.
Сегодня линия фронта переместилась из военных реалий в рыночную бизнес-среду.
Бизнесу не менее важно прогнозировать поведение сотрудников в сложных ситуациях, поэтому появились центры оценки не только военных, но и сотрудников.
Как ассессмент используется в бизнесе и полезен ли он для сотрудника?
Не стоит считать центр оценки “волшебной пилюлей”, которую можно приложить к любой бизнес-задаче, связанной с персоналом. Этот инструмент максимально эффективен, если перед его использованием точно определить цель и понимать, какие результаты хотим получить. Давайте рассмотрим на примере, как это работает:
У нас появилась довольно высокая позиция, среди кандидатов на эту должность есть несколько сотрудников. Их начальник должен выбрать одного из них, как это сделать максимально объективно?
Непосредственный руководитель может не знать в полной мере, какими компетенциями обладают кандидаты, какой потенциал у каждого из них. Кроме того, у руководителя есть какое-то своё мнение по поводу кандидатов и оно накладывает свой отпечаток на выбор. Чтобы достичь максимальной объективности в принятии решения о повышении, компании лучше заказать услуги ассессмент центра. Привлекается команда специалистов, которые наблюдают за кандидатами в разных ситуациях, анализируют их поведение и строят прогнозы относительно каждого сотрудника. Оценка в этом случае построена исключительно на результатах, которые показал сотрудник, а не субъективном отношении и предыдущем опыте коммуникации начальника и подчиненного.
Для самого сотрудника прохождение центра оценки – это с одной стороны стресс, потому что тебя оценивает команда чужих людей, но с другой стороны – это возможность для роста, возможность взглянуть на себя со стороны. После оценки человек получает описание своих сильных сторон, и зон развития. Часто участники начинают читать отчет с зон развития, однако знание сильных сторон не менее важно, т.к. это то, на что сотрудник сможет всегда опираться, и то, что уже есть сильного. Зоны развития – это риски в будущем, которые могут быть. А управлять и развивать эти зоны возможно только, когда ты уже их знаешь и понимаешь, куда двигаться.
В каких еще случаях используют ассессмент центр?
Основные задачи, которые решает центр оценки:
- Когда есть вакансия и идет выбор среди кандидатов хотят кого-то назначить, то заказывают оценку руководителей или целых команд.
- Когда приходит новый руководитель и желает составить своё мнение о команде или отдельных сотрудниках.
- Когда в компании происходят значительные изменения, и руководитель хочет понять, с кем ему предстоит работать, на кого можно положиться.