У успешных людей лидерская парадигма всегда в доминанте, но целей каждый из них достигает по-разному. Одно можно сказать точно: время лидеров-одиночек, которые все вытягивают на собственном горбу, давно прошло. Если раньше лидер создавал структуру, в которой каскадировалась власть, то сегодня — культурную среду, где есть возможность для зарождения и развития идей. Иногда это даже лучше, чем двигать идеи самостоятельно.

В биографии Маска есть интересный момент. Его компания строила платформу для проекта SpaceX. Много ракет взрывалось, а ведь это даже не сотни тысяч долларов, это миллионы! Так вот, один из запусков ракеты провалился, потому что уставший инженер допустил техническую ошибку. Если бы он был в нормальном, не измученном состоянии, такого, конечно, не случилось бы. Но, увы. Обычный руководитель как минимум сорвался бы на таком человеке. Маск этого делать не стал. Представляете, каков уровень эмоциональной устойчивости?!

Сейчас очень много говорят об эмоциональном интеллекте лидера, в этом направлении появилось немало развивающих программ. Мы все живые люди, воспитывались в разных условиях и по-разному реагируем на стресс и трудности. Для меня эмоциональность лидера — это прежде всего умение владеть своим эмоциональным состоянием. Это владение заключается не в сдерживании эмоций, а в правильном управлении ими. И здесь мы подходим к понимаю того, что настоящий лидер должен быть мудрым. Это человек, который сам научился и готов учить других. Сложно заставить людей делать то, чего ты сам не умеешь. Раньше было проще: не хочешь что-либо делать — вон. А сейчас надо сделать так, чтобы человек сам захотел. Для этого надо уметь заниматься тем же, то есть провести огромную внутреннюю работу.

Как следствие мудрости — лидер не должен быть авторитарным. Время директивного стиля управления осталось в прошлом. Слишком властные лидеры зачастую не оставляют пространства для изменений — как компании в целом, так и отдельным сотрудникам. Потому что чем более бюрократична и централизована система, тем меньше в ней возможности для столкновения разных точек зрения. У вас просто есть генеральная линия партии, и народ идет за ней. Это позволяет надежно штамповать несложную продукцию типа кирпичей, но что если стоимость кирпича упадет на рынке в два раза? А если появятся технологии, которые позволят штамповать кирпичи за копейки? Что будет делать такой условный кирпичный комбинат?

В бизнесе нужно собрать и мотивировать людей, чтобы они делали то, что вы задумали. Эмоциональный интеллект лидера — это понимание, что в твоей команде разные люди, но ты настолько зрелый, что способен привести их к общей цели, не задев больных струн каждого из них. При этом ты принимаешь человека не таким, каким он был вчера, а таким, каков он в развитии. Так что это умение справляться с разностью, с постоянными изменениями. Есть те, кому нужен четкий технологический процесс, постоянный руководитель. Они должны решать чисто производственные задачи. Есть те, кто нацелен на работу с клиентами, и там уже совсем другой подход. Нельзя «надеть» на всех одну парадигму лидерства.

Кстати, некоторые люди неправильно себя оценивают и потом теряются на рынке труда. Огромное количество менеджеров считают себя лучшими, но оказываются не у дел, ведь с того момента, когда вы решаете стать предпринимателем, вы сами несете ответственность. Уже не скажешь, что виновата компания, СЕО, акционеры. Менеджер зачастую просто обучен технологиям. В бизнесе много успешных людей, которые не имеют базового образования, а среди менеджеров — сплошные гарварды-стенфорды, это дает им иллюзию, что они все знают лучше других. Разница между менеджером и лидером в том, что лидер точно знает, что ему нужно, и ради этого он способен трансформировать все остальное.