Начнем с того, что я с детства хотел быть телевизионщиком. Учился в университете на психолога, и это должно было развести меня с мечтой. Как-то в Тернополе был конкурс на телевидение, который я прошел и начал вести молодежную программу. Затем произошло так, что я начал заниматься журналистикой и работать на футбольной программе. Если ты чего-то хочешь очень сильно и веришь в это, оно произойдет. Пути с телевидением у меня расходились, а потом снова сходились. Поэтому вера в любом деле имеет большое значение. Мое образование психолога помогает в жизни. Это профессия, в которой я ни дня не работал, но для жизни я из нее много взял.

На моем карьерном пути было много трудностей, и они не заканчиваются. Есть мнение, что на телевидение можно попасть «по блату», а работать так не получится. Когда тебя приведут и увидят, что ты не тянешь и ты сам это увидишь, ты сам, скорее всего, и уйдешь. Поэтому, эти преграды встречаются все время, как и стрессовые ситуации, когда ты не знаешь, что будет дальше в эфире. С этим каждый раз надо бороться, это не то, к чему можно привыкнуть, это не научиться плавать. Каждый раз ты должен быть готовым к чему-то стрессовому. Наибольшая преграда – постоянные стрессы, с которыми надо бороться.

Из самых стрессовых ситуаций могу вспомнить, как суфлер завис, а надо что-то говорить. Когда работал редактором, было такое, что зависал режиссерский пульт. Были проблемы с включением, и ты просто не контролируешь ситуацию. Хоть на дворе двадцать первый век, бывают проблемы с интернетом. Как-то я был в командировке в Греции на матчи «АЕК» – «Динамо». Мы были в центре, в Афинах, и у нас исчез интернет. До включения у нас оставалось 18 минут, а до стадиона ехать 17 минут, то есть у нас была минута, чтобы выйти из такси и включиться в эфир. Спасибо ребятам за то, что они потащили время и мы все почти успели сделать. Такой опыт помогает в жизни очень сильно. Когда ты сталкиваешься с одной кризисной ситуацией и ее проходишь, то ты уже становишься сильнее. В следующий раз, когда я приеду в условный Мадрид и у меня будут проблемы с интернетом, сильно волноваться не буду, потому что я уже к этому готов. Как говорится, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Этот багаж опыта дальше уже работает на тебя.

Несмотря на трудности в работе, она меня вдохновляет. В моей профессии, как и в других, действует правило, что когда ты чего-то хочешь, ты будешь терпеть то, что тебе не нравится. В прошлом сезоне у нас был финал Лиги чемпионов. Тогда все почувствовали, что такое настоящий праздник футбола. Возможно, это звучит шаблонно, но это был праздник, которого мы ждали, к которому мы готовились. Получив заряд на этом, ты получаешь новый опыт и дозу вдохновения. Есть понимание, для чего ты работаешь: ради таких матчей, футболистов.

Когда батарейки на нуле, надо просто перезагрузиться и выйти из футбола. Я так делаю в отпусках. Пытаюсь первые дней 5 вообще не читать футбольных новостей, не смотреть интернет. Просто уделяю внимание семье и отдыху, чтобы выработать голод к футболу. Все равно, футбол и телевидение – зависимость, которая сидит в тебе. Если ты долго их не имеешь, то со временем приходит голодание, и ты хочешь их снова. Поэтому времени от времени надо придерживаться такой диеты.

Мой самый памятный эфир был на финале Лиги чемпионов на НСК «Олимпийский». Я помню свой первый эфир «Футбол NEWS», но финал Лиги чемпионов по эмоциям превосходит все эфиры. Не могу передать словами то, что я чувствовал на тот момент.

Могу выделить 5 секретов, которые помогут стать ведущим:

  1. Нужно пройти все круги телевидения. Зная всю телевизионную кухню, тебе реально проще быть ведущим и понимать все процессы, которые происходят. Даже проще реагировать в эфире на различные ситуации, которые случаются. Ты будешь понимать, что происходит в эфирной аппаратной, когда не получается сюжет, и ты понимаешь, что это не конец света. Поэтому надо пройти все ступени.
  2. Надо всегда понимать, что предела совершенству нет. Даже если ты провел выпуск и тебе кажется, что он гениальный, то, как минимум, на этот выпуск надо ориентироваться, а не опускать планку. Еще лучше – делать так, чтобы следующий выпуск был еще лучше. И интонация, и подача, и текст, который ты пишешь, должны быть в таком состоянии, котором воспринимает зритель. И не просто воспримет и забудет, а чтобы помнил, что этот выпуск провел определенный ведущий. Нужно тренироваться, качать мозг футбольной информацией. Ты должен быть в потоке футбольных новостей, читать статьи этой тематики, ориентироваться даже в такой информации, как, где родился Кун Агуэро, кто у него был первым тренером. Я, например, читаю автобиографии тренеров и футболистов. Благодаря этому ты начинаешь понимать, что футбол – не только голы, секунды, очки. Мне очень понравились автобиографии Алекса Фергюсона и Златана Ибрагимовича, а сейчас читаю автобиографию Жозе Моуриньо. Из художественной литературы читаю Дэна Брауна, Эдгара По, когда-то любил произведения Николая Гоголя. Надо тренировать артикуляционный аппарат, надо тренировать мимику, так как от этого тоже много что зависит. Ты же не на радио работаешь, тебе надо иметь подачу.
  3. У тебя должен быть свой стиль. Это может касаться одежды, мимики, голоса, тембра, точки зрения. Каждый ведущий должен отличаться. Не могут быть все одинаковые и одинаково читать тексты. Зритель должен различать ведущих. Это очень важно.
  4. Надо иметь азарт. Каждый сам себе выбирает азарт и что ты хочешь этим азартом доказать. Может, это азарт к команде определенной. Если тебе интересно, ты это с интересом рассказываешь, и люди тебя слушают. Если тебе не интересно, ты не сможешь передать главное. Ведущий – как актер. Если актер не вживается в роль, он не станет Брэдом Питтом.
  5. Нужно быть положительным. Телевидение не должно быть злым, нести что-то плохое. Когда ты положительный, тебе даже легче переживать стрессы, ситуации, которые случаются в рабочем процессе. Если ты тяжело будешь воспринимать стрессовые моменты, ничего не получится, ты сам себя сожги.