Телевизор уже не тот и не будет. Время битвы за пульт вышло. Они скучают в шухлядках. А миллионы телевизоров из самого важного канала передачи информации превратились в предмет интерьера. Но умрет ли «черный ящик» в эпоху тотальной гаджетизации?

«Я не смотрю телевизор». Сколько ваших знакомых так говорят? «Не смотрят почти все», а по данным опроса КМИС в марте этого года, 74% жителей Украины источником номер раз называют именно этот «черный ящик».

Так смотрят или не смотрят? Не смотрят.

Телевизор слушают. Вспомните, когда вы, действительно, его смотрели? Не нарезали салат, проверяли почту, лайкали фото друзей, перебирали бумаги, пока работает телек. Он – «для фона» и что-то там бубнит. А когда мы слышим что-то интересное, поднимаем голову. Увидим ту самую картинку, ради которой и создавали ТВ, остаемся смотреть. Скучно – уходим. В другую комнату или на другой канал.

Так что же сказать из телевизора, чтобы зацепить зрителя?

Не что, а как. В какой-то момент люди из СМИ подумали, что чем умнее будут тексты и витиеватее формулировки, тем лучше. Но именно эта заковыристость, когда из каждой строчки видны 2 высших образования автора и 15 тренингов по-всему-на-свете, пугают зрителя. Ему некогда вникать. Не понял – ушел. Чтобы остался, придётся говорить со зрителем на его языке. Просто, полезно, понятно. И чем дальше – тем понятнее и проще. Иначе, и эту битву ТВ проиграет digital.

В гонке за оперативность ТВ даже не участвует. Соцсети и сайты подхватывают новость в минуты, а эфир, он же по программе, по графику. Так что, если факты, уже и быстро – это в интернете. А за деталями, акцентами, глубиной – это в телевизор. Там есть текст и картинка, которая несет куда больше смыслов, чем десятки предложений. Есть интершум и синхроны героев – в лицах. И видно не только что говорят, а и как: бегают ли глаза, как сильно дрожит голос, кто куда руки прячет. Есть эмоции и атмосфера, которых ради люди и включают телевизор. Именно их, а еще контекста и качественного анализа будет искать потребитель информации.

Телевизор уже сменил сдержанный монолог на диалог и даже полилог. Зритель не хочет только смотреть. Он хочет участвовать, влиять, создавать контент. И эфирные каналы берут зрителя в соучастники: подыгрывают тем, кто комментирует в соцсетях, звонят в студию и снимают видео на мобильный.

Без сомнения, digital рулит. И хотя ТВ-пессимисты уверенно хоронят телевидение вот уже который год, оно не умрет. Превратится из канала передачи информации в производителя контента. Уже сейчас, когда мы запускаем в Yotube программу, которую пропустили по ТВ, это телевидение или уже нет? А если клацаем на ссылку в FB?

Соцсети полноценно заменить новости не смогут – слишком много там фейковых историй про «победителей олимпиад по многочленам, которых никогда не покажут по телевизору».

И не покажут. ТВ будет вынужден запаковывать серьезный смысл в не (очень) серьезную форму. Легкую, понятную, игровую. Инфотейнмента станет еще больше. Но этот хоп-хэй-ла-ла-лэй постепенно будет наполнятся смыслами. В карнавально-праздничную обертку завернут то важное и содержательное, что хотят/нужно донести зрителю. Сухие факты он прочтет и так. А по телеку, как это не сложно, придется говорить и показывать легко и просто.

Телевизор не умрет. Он станет интерактивным, близким и понятным. Зритель получит персональную программу, которую сможет смотреть на любой площадке. «Черный ящик» на стене будет сам подбирать и предлагать «программы по интересам конкретного потребителя». Мы уже не следим за эфиром. Все передачи за неделю на ускоренной перемотке или поставить эфир на паузу – легко. Следующий шаг – включать передачу мы будем на ТВ, продолжать – на планшете, а финал – досматривать в смартфоне. А когда экраном станет любая поверхность, что пророчит Кевин Келли и разные футурологи, то визуальный контент будет доступен из каждого утюга, стола, стены и зеркала. И главный вопрос будет не «где смотреть и кто это сделал», а «хочешь ли ты это посмотреть».