Что заставило одну из старейших нефтяных компаний Royal Dutch Shell купить большую сеть элэктрозарядок, а ее CEO — заявить о готовности пересесть на электромобиль? Я уже не говорю о энергетических гигантах Enel, Vattenfall, E.ON, которые инвестировали в развитие инфраструктуры для электромобилей миллиона евро.
А что подтолкнуло апологетов грубости и традиционности — компанию Harley-Davidson — сломать все шаблоны и заявить о начале производства в 2019 электробайка? Представьте себе: бесшумный, электрический «Харлей»! Ответ ясен. Происходит тектонический, во многом исторический сдвиг. И уже в течение ближайшего десятилетия он кардинально изменит ситуацию — не только на дорогах. Развитие электротранспорта — один из признаков и одновременно двигателей трансформаций в мировой энергетике;. Той, которая круглосуточно питает сотни миллионов предприятий, домов, транспортных средств. Фактически это касается всего и каждого.
В чем они заключаются, эти изменения?
- Декарбонизация. Сокращение выбросов CO2 — глобальный тренд современности. На электрический транспорт, как на альтернативу «нефтяному», в этом контексте возлагаются большие надежды. Последнее исследование Eurelectric определяет, что для сокращения выбросов в ЕС на 95% к 2050 г. необходимо увеличить долю электротранспорта до 63%.
- Цифровизация. В Западной Европе энергетика — это уже не только физическая работа людей и механизмов. Она все больше становится цифровой, служит одним из детонаторов развития технологий. Электромобиль — это один из примеров преобразования чисто механического средства передвижения на, по сути, большой гаджет — современный и удобный в пользовании;.
- Децентрализация. Энергетика становится распределенной. То есть потребители начинают получать энергию не только от крупных электростанций, но и от небольших предприятий или посредников. Например, от солнечной панели, установленной на крыше соседа, который продал избыток электроэнергии в сеть. Электромобиль также становится частью этой новой, децентрализованной системы энергообеспечения. Создание “умных сетей” позволяет ему не только потреблять электроэнергию. Имея аккумулятор, он может через систему vehicle-to-grid продавать лишнюю накопленную электроэнергию обратно в энергосистему, когда есть дефицит и стоимость киловатт-часов максимальна. Таким образом, владелец электромобиля даже может зарабатывать.
Актуальны и нужны ли эти изменения Украине?
Да, и, наверное, даже больше, чем развитым странам Европы. У нас есть еще и такие неотложные задачи:
- Энергобезопасность. До 80% нефтепродуктов в последние годы импортировались. Подавляющее большинство из них или привезены непосредственно из РФ, или произведены из российской нефти. Тогда как электроэнергия генерируется на украинских предприятиях, и у нас есть высокий потенциал для развития солнечной и ветровой генерации.
- Модернизация. 80% украинских сетей изношены.Электромобили, развитие распределенной генерации, другие технологии, в сочетании с созданием свободного рынка электроэнергии могут стать одними из стимулов для развития и обновления энергетической инфраструктуры. А это значит непрерывность и надежность энергообеспечения.
Украина должна двигаться по пути, который уже признан миром. И мы, как энергетическая компания, видим в этом свою роль и ответственность.
Первый опыт в электротранспорте мы получили шесть лет назад, когда приобрели электромобили. В прошлом году мы приняли решение о постепенной замене всего автотранспорта на машины без двигателей внутреннего сгорания. Сейчас наш офис постепенно пересаживается на Hyundai Ioniq и уже чувствует преимущества.
Запуск «с нуля» сети скоростных зарядных станций STRUM — это наш вклад в развитие глобальных трендов в Украине. Мы хотим сделать инфраструктуру для электромобилей такой удобной, чтобы переход на электротранспорт и людей, и компаний стал массовым.
Украина второй год подряд в рейтинге развития электромобильности на топ-позициях. Наша цель —сохранить эту тенденцию. Быть среди мировых лидеров по внедрению технологий. Меняться и менять Украину.