Продолжаем рубрику «Инновационная энергетика». Она посвящена наиболее свежим и оригинальным статьям из мира энергетики: новым бизнес-моделям в управлении энергокомпаниями, переходе с одного вида топлива на другой, технологиям, экологии, транспорту и т.д. Ведущий рубрики – Данил Бабков, менеджер отдела по аналитической работе Дирекции по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго.

Сегодня в мире повсеместно наблюдается процесс автоматизации производства. Роботы наступают (не путать с «восстанием машин» по Джеймсу Кэмерону) и все активнее заменяют людей в производственном цикле предприятий. В связи с указанной тенденцией возникают три вопроса к робототехнике:

  • роботы работают на электричестве, приведет ли процесс автоматизации к росту потребления электроэнергии?
  • если – да, то почему наиболее индустриально развитые страны Европы демонстрируют снижение спроса на электроэнергию?
  • в чем загвоздка? Как можно объяснить связь между электрификацией производства и падением потребления электроэнергии?

Bloomberg опубликовал интересные данные по этому вопросу. Ниже – перевод материала.

В развитые страны Азии роботы уже прибыли. По данным Международной федерации робототехники, Южная Корея, Сингапур и Япония являются тремя наиболее автоматизированными странами-производителями. К примеру, в Корее на каждого двадцатого работника, занятого в сфере производства, приходится по одному роботу. США, Тайвань и пять наиболее экономически развитых европейских стран замыкают топ-10:

Поскольку все роботы, как и другие автоматизированные процессы (например, перемещения материалов по конвейерной ленте), потребляют электричество, может показаться, что энергокомпаниям можно надеяться на стабильное увеличение выручки. Больше роботов, больше потребления электроэнергии, больше выработка генерирующих мощностей. Однако статистика по потреблению однозначно этот тезис не подтверждает.

Четыре страны из списка увеличили свое потребление электроэнергии с 2006 года: Корея показала рост на 40%, Сингапур – 30%. Тайвань уже был скромнее, увеличение спроса составило только 5%. А США, как крупнейший в мире потребитель электроэнергии, и вовсе остались на прежнем уровне.

Что же касается Европы, то все ведущие страны продемонстрировали безоговорочное снижение потребления электроэнергии.

Причина такой динамики не в том, что какая-либо из этих стран закрывала свои заводы или фабрики. Экономика Германии максимально индустриализирована и процесс автоматизации идет полным ходом. Компания Siemens, например, за последние 30 лет увеличила объем производства на одном заводе в девять раз, при этом не продемонстрировав заметного увеличения персонала. Тем не менее, сегодня Германия потребляет на 5% меньше электроэнергии, чем 10 лет назад.

Безусловно, это всего лишь корреляция, а не доказательство того, что автоматизация снижает потребление электроэнергии, но в причинах стоило бы разобраться.

Одна из версий заключается в том, что увеличение расходов электроэнергии на работу робототехники приводит к экономии электроэнергии в других сферах – например, при освещении или отоплении, которые нужны людям, а не машинам. Перспектива тотальной автоматизации – «фабрика с выключенным светом без единого работника» – приведет к переформатированию или полному демонтажу систем, направленных на обеспечение комфортного функционирования человеческого персонала.

В центрах обработки данных компании Google, температура воздуха в помещениях, где работают люди (так называемый сектор «холодный пролет»), составляет 27 градусов по Цельсию, а в остальных помещениях – 42 градуса. При этом уровень шума в таких помещениях таков, что люди не заходят туда без специальных беруш. В общем, чем больше автоматизации, тем меньше лишних энергоемких систем. Нет людей – нет надобности в холодильниках, столовых, телевизорах в комнатах отдыха и т.д.

Любой производитель стремится от минимального к нулевому и дальше к отрицательному росту потребления электроэнергии. И хотя глобальная промышленная автоматизация должна ободрить руководителей энергокомпаний, которые неустанно ищут источники спроса, есть вероятность, что мирное «восстание машин» пройдет тихо, без многообещающих энергозатрат.