Директор Академии ДТЭК Евгений Бондаренко вместе с директором по управлению персоналом ДТЭК Александром Кучеренко побывали в компаниях, чьи офисы находятся в Силиконовой долине.

Кто диктует тренды в корпоративной культуре и первым переносит инновации в HR-сфере из теории в практику? Компании Силиконовой долины. Они кажутся такими далекими, у них неприлично крутые офисы, а сотрудники светятся от счастья и излучают креативные идеи. Да-да, это не мифы, а реальность. Но самое главное, что эти компании не прячут секреты своего успеха в сейфы, а с радостью делятся ими со своими зарубежными коллегами.

Основная цель поездки – познакомиться с культурой лучших инновационных компаний в Силиконовой Долине. Узнать, как они привлекают, удерживают и развивают таланты. Получить ответы на вопрос: как такие компании создают инновационную среду?

Увиденного и прочувствованного в офисах Facebook, Hewlett-Packard, LinkedIn и др. хватит на целую книгу, но мы подготовили топ-3 самых ярких факта о каждой компании. И еще мы побывали в гостях у украинского стартапа, который живет по-соседству с гигантами. Вдохновляйтесь!

Hewlett-Packard

Одна из крупнейших американских компаний в сфере информационных технологий. 300+ тыс. сотрудников. В 2015 разделилась на 2 компании: HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise (мы были в последней).

Внутренние соцсети + Peer to Peer обучение, где не нужно ждать обучение, а можно подписаться на интересующий канал (их ведут сами сотрудники) или эксперта направления.

Работа с Талантами: существует программа развития + все вакансии вывешиваются на внутреннем портале и сотрудники могут подавать свои кандидатуры. Данный процесс максимально открытый и прозрачный – «Talents don’t belong you they belong to company».

Линейные менеджеры ответственны за большинство HR-процессов. Руководители стают в первую очередь коучами, а не менеджерами, поэтому ряд вопросов, связанных с персоналом, решают именно руководители.

 

Facebook

Крупнейшая в мире социальная сеть: 2+ млрд ежемесячных пользователей. Facebook входит в Топ-5 самых посещаемых сайтов мира.

Impact вместо задач: Руководитель не ставит сотруднику конкретную задачу. Ты обязан найти сам ту команду, в которой ты будешь максимально полезным. Они больше говорят не про цели, а про impact: найди и присоединись к той команде, в которой ты сможешь сделать вклад полезный для бизнеса.

«Boot camp» – это новый формат обучения, развития, обмена опытом и поиска новых решений, инновационных подходов. Bootcamp длится один день и имеет определенную тему. Одновременно могут участвовать несколько сот человек. После завершения Bootcamp формируются новые команды под новые проекты. Bootcamp’ы позволяют сотрудникам перемещаться от одной команды к другой и работать над различными проектами. Компания сама подталкивает сотрудников к смене команды. Таким образом все сотрудники растут и развиваются и никто «не засиживается». Если ты не двигаешься, тогда компания 1 раз в 4 года переместит тебя принудительно. Но это не очень хороший сигнал для сотрудника.

Facebook упрощает жизнь сотрудников:

  • Завтраки и обеды;
  • Спортзал;
  • Вода/газировка/снеки и кофе -машины по всему офису;
  • Стирка и химчистка;
  • Доставка посылок по всему миру;
  • Комната матери (со всем необходимым оборудованием).

Офис Facebook впечатлил нас больше всего. Это огромное одноэтажное здание с парком на крыше. Офис рассчитан на 10 тыс. человек, но при этом удалось сохранить атмосферу гаражу, в котором когда-то началась история Facebook. Еще в офисе есть целая комната с коллекцией старых американских игровых автоматов. Собирать коллекцию начали сами сотрудник, потом компания выделила для автоматов отдельную комнату и начала содействовать этому хобби.

 

LinkedIn

Крупнейшая в мире социальной сеть для делового общения: 500 млн пользователей из 200 стран. Компания основана в 2003 году, сейчас 5000+ сотрудников.

Проект для “своих”. LinkedIn платит своим сотрудника ниже, чем, например Google, Apple, Facebook. Стараются создать для сотрудников максимально комфортные условия для работы в офисе. Также ищут «своих» сотрудников, т.е. тех, которые хотят работать именно в LinkedIn и которые хотят делать проекты именно для LinkedIn.

Своя онлайн-платформа обучения. Еще в 2015 году LinkedIn купил образовательную онлайн платформу Lynda.com. Поэтому сотрудникам LinkedIn доступны все курсы и программы данной платформы

Вовлеченность и life balance. Дважды в год проводят опрос сотрудников компании. Замеряют вовлеченность, удовлетворенность. Раз в год проводят Parents Day, когда сотрудники приглашают в офис своих родителей, показывают и рассказывают, чем они занимаются, что делают на работе. В офисе LinkedIn есть полноценный спортзал. Компания пропагандирует и поддерживает здоровый образ жизни, здоровое питание, а также спортивную активность.

Это офис для людей: он скорее похож на библиотеку, коворкинг или креативное пространство, где первые 6 этажей – это инфраструктура из кафе и спортзала для сотрудников. Чувствуется, что компания активно мотивирует сотрудников вести здоровый образ жизни.

General Electric Crotonville

Корпоративный университет General Electric, был открыт еще в 1956 году и считается первым в мире. Ежегодно в GE Crotonville инвестируется порядка $1 млрд.

Real Time Feedback. Два года назад прекратили оценивать сотрудников по методике Performance Appraisal, которая прожила в компании около 30 -ти лет. Уже два года используют RTF (Real Time Feedback) подход в оценке сотрудников. Для реализации RTF оценки используют собственное мобильное приложение PD@GE (Performance Development at GE). Сотрудник получает фидбек не только от руководителя, другие сотрудники оценивают и оставляют отзывы о друг друге по принципу 360⁰.

Эксперименты и пилотные проекты вместо масштабных кампаний. Развивая инновационную культуру GE подталкивает своих сотрудников к проведению как можно больше мелких экспериментов, пилотов. И именно маленьких пилотов, вместо больших, сложно планируемых проектов. Если пилот ничего не дал, ничего не показал, ты можешь двигаться дальше в поиске нового решения и т.д.

Глобальная трансформация. По словам GE они уже 5 лет находятся в процессе трансформации. За это время сменилось 50% топ – команды. Ушли те сотрудники, которые не смогли прижиться в новой культуре или которым она была не близка: «Мы должны дать возможность людям измениться или заменить их».

 

GE и их корпоративный университет – это святая святых для каждого HRa. Многие практики управления персоналом, которые сейчас используются компаниями по всему миру родились и были впервые использованы именно здесь в GE. Тем интересней нам было пообщаться с коллегами из GE, задать им вопросы и получить ответы из «первых рук». Если раньше GE была символом корпоративной Америки, то сейчас они находятся в процессе большой трансформации. Что мне больше всего запомнилось? Сегодня GE развивает силу горизонтальных связей, а вGE Crotonville учат сотрудников, как взаимодействовать с коллегами и получать выгоды от горизонтального взаимодействия с коллегами. Т.е. действуй не через своего руководителя, а ищи самостоятельно коллег из соседних подразделений и решай задачи клиента как можно быстрее. Такую силу горизонтальных связей мы ощутили и на себе, ведь мы тоже клиенты GE.

Grammarly

Украинский стартап с центральным офисом в Сан-Франциско. Сервис Grammarly – это удобные инструменты, которые позволяют быстро устранять ошибки в любом виде контента. Сейчас сервисом пользуются миллионы людей во всем мире, но большинство – американцы.

Охота за “A-players”. Как они привлекают и удерживают самых талантливых? В Долине таких сотрудников называют “A-players”. Они заботятся о своем здоровье, для них важен work and life balance, для них важны интересные, знаковые проекты. Поэтому данные стартапы и предоставляют все это своим сотрудникам:

  • Реализация интересных идей;
  • Реализация значимых, знаковых проектов;
  • Отличная среда, где важны people to people взаимоотношения;
  • Справедливость.

С “A-players” много нужно возиться, но они и дают в разы больший impact.

Здоровый образ жизни: здоровье сотрудников – приоритет в компании. Когда мы пришли в гости в офис, то увидели команду, которая стоит в планке (делает упражнение), и так каждый час.

Автоматизировать все, что можно автоматизировать. В холе небольшого офиса есть стойка с айпадом, который приглашает вас зарегистрироваться. Вам нужно указать имя и фамилию, вашу компанию, к кому пришли и цель вашего визита. За секунду распечатается небольшой бейджик на клейкой бумаге. Его нужно наклеить на видимую часть одежды. Таким образом многие компании в долине ведут учет своих посетителей. И нет никаких «журналов регистрации», большой охраны на входи и «покажите паспорт».

Это еще не все новости об этой вдохновляющей поездке. В следующем материале мы расскажем об основных трендах в HR-сфере, которые уже нужно брать на вооружение.