Мой любимый журнал Harward Business Review ежегодно проводит рейтинг лучших CEO мира. В этом году в ТОП-3 вошли Ларс Ребьен Серенсен (производитель инсулина Novo Nordisk), Мартин Соррелл (коммуникационный гигант WPP) и Пабло Исла (Inditex, владеющий брендами Zara, Bershka и другими). Мне захотелось узнать, каких основных правил в работе придерживается каждый из них и какие ценности прививают возглавляемым компаниям.
Датчанин Ларс Ребьен Серенсен два года подряд занимает первое место в сотне лучших СEO мира по версии HBR. Он – глава фармацевтической компании Novo Nordisk, которая контролирует половину мирового рынка инсулиновой продукции, а также в числе лидеров по терапии гормоном роста, заместительной гормональной терапии для женщин и лечении гемофилии. Из прочитанного о нем я выделила три правила.
Сфокусированность: занимайся тем, что умеешь. Серенсен говорит, что Novo Nordisk пробовала различные варианты диверсификации. Например, заняться измерением уровня сахара в крови, что казалось логичным. Но оказалось таким лишь на первый взгляд. В компании пришли к выводу, что этот бизнес никак не встроить в существующий: слишком велики оказались различия в законодательстве, технологиях, продажах и дистрибуции. В итоге последние 20 лет Novo Nordisk делает лишь то, что хорошо умеет – инсулин.
Ответственность: КСО в долгосрочной перспективе увеличивает стоимость компании. И наоборот — социальные и экологические проблемы со временем становятся финансовыми. Все, что бизнес делает, должно быть оценено не только по данным из финансовых отчетов, но и по тем ценностям, которые компании несут в этот мир.
Скромность: один в поле не воин. Серенсен, несмотря на то, что возглавляет компанию с 2000-го года и дважды подряд становится лучшим CEO в мире, не считает, что это лично его заслуга. «Мне не нравится, когда гендиректоров возводят на пьедестал. Многое зависит от команды», — в этих словах Серенсен отдает своим коллегам должное за достигнутые результаты.
Британец Мартин Соррелл – второй в рейтинге HBR, глава крупнейшего в мире рекламно-коммуникационного холдинга WPP, в 45 лет стал рыцарем Британской короны. Сэр Мартин Соррелл мне видится полководцем в бизнесе, уверенным в своей правоте. Guardian написал о нем так: «Когда Соррелл делает прогнозы, слушают даже стены».
Бизнес-дисциплина: без нее никуда. Есть те, кто уверены, что рекламные агентства преуспевают или терпят неудачу только из-за уровня креативности. Но среди них нет Соррела. Он убежден: финансовый контроль не менее важен в креативной индустрии.
Микроменеджмент: в этом нет ничего плохого. Соррелл делегирует полномочия, но это не значит, что он не работает «руками». То, что масс-медиа называют его микроменеджером, он воспринимает как комплимент, а не укор.
Интенсивность: здесь, сейчас и сразу. Соррелл категорически не приемлет промедлений. Его подход: все должно быть сделано еще вчера. «Потерю времени и денег я не переношу на животном уровне», — пожалуй, самая емкая и выпуклая характеристика главы WPP.
Испанец Пабло Исла – «бронзовый» призер рейтинга HBR. Глава испанской корпорации Inditex стал CEO в 2005 году. Основатель Zara Амансио Ортега, открывший первый магазин модной одежды по доступным ценам за год до моего рождения, напутствовал преемника: «Хотя бы раз в месяц думай, что мы в шаге от банкротства. Ты сразу увидишь, как много вещей можно улучшить». C 2011 года Исла – президент Inditex Group.
Работа с командой: создавать положительные эмоции. Свою основную роль как CEO Исла видит в том, чтобы мотивировать людей и поддерживать командный дух. Для него важно, чтобы в компании была атмосфера творчества и инноваций. А чтобы ее не только достичь, но и постоянно поддерживать, нужно воздействовать на эмоции сотрудников.
Предпринимательство – да, бюрократия – нет. Исла старается управлять компанией так, будто это все еще маленький стартап, а не бизнес с капитализацией в 97 миллиардов долларов. «И что он делает?», – спросите вы. Исла не тратит время на совещания, а предпочитает «живое» общение с сотрудниками на местах.
Выплата налогов – залог доверия к бизнесу. Между СКМ и Inditex, как оказалось, есть одно фундаментальное сходство. И мы, и они верим в то, что делаем. И мы, и они отчитываемся о выплаченных налогах, считая это обязательным правилом ведения бизнеса. Вот что говорит Исла: «Людям не безразлично, что многие большие компании не платят налоги. Поэтому в ежегодном отчете мы стали публиковать суммы всех налогов, выплаченных в разных регионах». Осознавать, что у нас общие принципы — бесценно.