Как подготовиться к эфиру, чтобы произвести хорошее впечатление на зрителей и быть приглашенным снова.

Вас пригласили гостем на телевидение? Поздравляем! Не стоит отказываться от возможности дать экспертный комментарий или рассказать о своем деле широкой аудитории. Но для того, чтобы произвести хорошее впечатление на зрителей и быть приглашенным снова, нужно подготовиться к эфиру.

Вот 10 советов, которые могут пригодиться:

1. Позаботьтесь об адекватном внешнем виде

Если разговор деловой, выбирайте деловую одежду. Дело в том, что зрители в первую очередь “считывают” вас внешне, а уже потом воспринимают ваши слова. Женщину в мини-юбке или мужчину в свитере с надписью “YEAH BABY” сложно воспринять как эксперта по макроэкономике, даже если они говорят в эфире умные вещи.

Мужчине подойдет серый, синий, коричневый костюм. Избегайте полосатых или клетчатых рубашек: мелкий рисунок будет “стробить” в кадре и раздражать зрителя.

Женщинам советую не надевать белого и красного (эти цвета “горят” в камере), а также черного — он слишком мрачный. И не пытайтесь надеть все украшения одновременно! Будьте сдержанными в одежде, пусть ничто не отвлекает аудиторию от сути ваших слов.

Если же разговор о спорте, культуре или животных — можно позволить себе более свободный образ: однотонную кофту вместо пиджака, например. Но все же яркие блузы с рисунком или мелким горошком лучше оставить в шкафу.

2. Подумайте, о чем будете говорить

Тема разговора вам известна? Не ждите, пока журналист задаст вопрос — готовьте ответы заранее. Убедитесь, что владеете темой и можете привести несколько ярких примеров в поддержку своих аргументов. Убедитесь, что свободно подбираете слова на том языке, на котором планируете говорить.

3. Тренируйтесь

Советую начинающим проводить “аутотренинг” перед зеркалом. Попросите кого-то из близких задать вам несколько вопросов и записать ответы на камеру телефона. Вы можете заметить, что глотаете слова, постоянно добавляете “ээээ….” или регулярно дергаете левое ухо.

Этим правилом часто пренебрегают даже спикеры, которые считают себя опытными. Многим экспертам и политикам, которых мы каждый день видим по телевизору, не помешало бы обратиться к педагогу по технике речи.

4. Приходите на эфир заранее

Наблюдаю и за гостями в студии “Сегодня” на канале “Украина”. Если политик опаздывает и влетает в студию за минуту до эфира, ему сложнее настроиться: мысли путаются, а то, с чем гость пришел, нередко “выветривается” из головы.

Если вы впервые на этой телестудии, придите заранее. Попросите гостевого редактора провести вам небольшую экскурсию, показать камеры и, если возможно, познакомить с журналистом, который будет вести интервью. Это позволит вам успокоиться и настроиться.

5. Готовность “5 минут”

За 5 минут до эфира советую выпить теплой воды: из-за волнения может пересохнуть горло. Я всегда пью воду перед эфиром.

Вот что вы должны выяснить перед эфиром:

  • Какова продолжительность (хронометраж) эфира;
  • Сколько вопросов планирует задать журналист (не обижайтесь, если журналист только обозначит темы, не показывая список вопросов — это его право);
  • Куда вы должны смотреть, когда отвечаете (скорей всего, вас попросят смотреть не в камеру, а на журналиста);
  • Можно ли показать зрителям распечатки с графиками или другие предметы, которые вы принесли с собой (спросите об этом режиссера — он подскажет, как правильно демонстрировать “реквизит”);
  • Как понять, когда можно выйти из студии после интервью (обычно, когда вас поблагодарили за участие в программе, не нужно мгновенно бросаться к выходу — дождитесь, когда вам дадут сигнал).

6. Берите волнение под контроль

Думаете, после многих лет в эфире я уже не волнуюсь? Еще как! И после многих тысяч проведенных программ могу ответственно заявить: напряжение нарастает за несколько минут до эфира, достигая максимума, когда на камере загорается красная лампочка. Дальше — волнение постепенно спадает. Проверено!

Так что если вы решились прийти в прямой эфир, знайте: как только вы начнете говорить, напряжение уйдет, и все будет хорошо.

Дышите глубоко.

7. Держите руки на виду

Начинающие спикеры часто не знают, куда девать руки. Вот вам подсказка: ваши руки должно быть видно зрителю, это вызывает доверие.

СИДЯ: ни в коем случае не прячьте руки под столом — это выглядит неуверенно и подозрительно.

СТОЯ: не “пришивайте” ладони к бокам.

Если в студии есть стол или трибуна — идеально. Вам есть куда положить руки и получить дополнительную опору.

8. Не бойтесь жестикулировать

Руки, зажатые в замок или в кулаки, почти не двигающиеся во время разговора — типичный признак неопытного спикера. Жесты должны быть свободными и открытыми. Это лучше получается у женщин: от природы они более органично-эмоциональны.

Советую и мужчинам: открывайте ладони, будьте живыми! Это придает убедительности вашим аргументам. Но не перестарайтесь: когда жестом подкреплено каждое слово, это раздражает и отвлекает аудиторию.

9. Заботьтесь об интересах зрителя

Иногда смотришь на спикера — скажем, бизнесмена, который страстно рассказывает об успехах и прибылях своего предприятия, о выходе на биржу и о налоговиках, которые не возвращают НДС — и не понимаешь: к кому он обращается?

Выступая на телевидении, всегда думайте о своей аудитории. В основном зрители — это люди среднего и старшего возраста, со средним или неполным высшим образованием и небольшим доходом. Фьючерсы, EBITDA и деривативы — термины, более уместные для интервью в специализированном печатном издании.

Если вы хотите, чтобы вас поняла телевизионная аудитория, говорите простыми предложениями, избегайте узкопрофессионального сленга. “Дебет с кредитом” — переведите в плоскость рабочих мест и уплаченных в бюджет налогов, которые пойдут на выплату пенсий.

Есть известный совет для успешного общения: сосредотачивайтесь НЕ на собственных интересах, а на интересах собеседника. Здесь то же самое: увидьте в объективе камеры своего зрителя с его потребностями и не забывайте о них в течение всего выступления.

10. Будьте позитивными

Украинцам хватает негатива, не добавляйте его своими высказываниями и эмоциями. Если хотите запомниться зрителю как обаятельный спикер, откажитесь от стиля “все пропало”. В любой ситуации можно найти позитив.

И напоследок: даже если журналист “достает” вас неудобными вопросами или перебивает, не теряйте чувство юмора. Помните: ваша агрессия, направленная на “назойливого” журналиста, транслируется зрителям. И тогда не видать вам имиджа харизматичного и конструктивного эксперта.