На этой неделе я побывала на первой в 2017 году встрече PR-комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА). Тема встречи — «PR без границ» — прямо просится, чтобы ее увязали с темой эмиграции, от которой лично моя лента ФБ уже разорвалась в клочья. Но это просто совпадение. Уверена 🙂 . Так что никаких параллелей не проводим, скрытых связей не ищем. Хочу просто поделиться подслушанным с теми, кто в ЕВА не был. Лишних знаний, как известно, не бывает. Тем более таких интересных. А нам с коллегами было правда интересно узнать, как «выживают» украинские коллеги-пиарщики в США, ОАЭ и Казахстане. И чем, собственно, дышит сам PR в таких совершенно разных странах.

Начну с США. Без чего в «стране победившего капитализма» нельзя сегодня представить связи с общественностью:

  1. Специализированное программное обеспечение или автоматизация на марше. В Америке автоматизированы все процессы: от медиа-мониторинга до дистрибуции контента и аналитики. Среди активно используемого софта: Cision, IrisPR, Meltwater, Hootsuite.
  1. Исследовательский подход при разработке коммуникационных стратегий. Нас же не удивляет тот факт, что каждому научному открытию предшествуют годы обучения, опытов и всякой другой подготовки. То есть на коленке и с кондачка прорыв в науке вряд ли возможен. Так вот, PR-стратегии – это те же открытия. А значит, не рассчитываем на то, что получится пошаманить 5 минут, и имиджевый и репутационный прорывы тут как тут (где там лавры, на которых мне пора почивать?). Берем на вооружение лучшие мировые практики: американские коллеги, прежде чем создать свою коммуникационную нетленку, тотально погружаются в матчасть, изучают все, что касается темы и целевой аудитории. Что похвально. Scientific approach rules!
  1. Мультифункциональность или «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Пиарщик в США – райтер, дизайнер, видеомонтажер в одном лице. Этот тренд не удивляет – есть и в нашем отечестве универсальные солдаты 🙂
  1. Индивидуальный подход в работе со СМИ и построений отношений с журналистами. Кастомизированный PR в чистом виде. «Ателье» индивидуального информационного повода. Точечное взаимодействие. Никаких рассылок на 10 млн адресов или рассказов о вкуснейшей тушёнке журналистам, специализирующимся на теме «строительство и недвижимость».
  1. Активная работа с инфлуенсерами. Именно так и только так. Решено: теперь я буду использовать это слово, а то все ЛОМы да ЛОМы 🙂 .
  1. Значительная роль КСО. И, как следствие, много соответствующих коммуникационных активностей. О чем тут говорить, если в крупных компаниях даже есть должности вице-президентов по КСО. Причины «почему у нас не так» разбирать не будем – они слишком очевидны и точно не являются темой сегодняшнего поста. Просто завидуем молча – не наличию должностей, а такому высокому уровню развития КСО.
  1. Строгое соблюдение этических принципов и норм. Никакого совместного выпивона в формате «пиарщик – журналист», никаких подарков, милых сердцу сувенирчиков и других вольностей. В Эмиратах, к слову, встретиться в баре за коктейлем – вполне. А в Штатах – ни-ни.
  1. Сегментация коммуникаций по направлениям. Здоровье, политика, спорт. Будь мультифункциональным, но сфокусированным в выбранной теме. Неистово плюсую.
  1. Оценка эффективности. В Америке культ достижения ключевых показателей эффективности. Получилось – well done, нет – садись, двойка, и в следующий раз старайся погрузиться в тему лучше (см. пункт №2 🙂 ). Я, кстати, второй год ношусь с идеей у нас в группе такую систему внедрить. И в этом году, надеюсь, выполнить свой КПЭ по разработке КПЭ 🙂 .

Как-то так. Нельзя сказать, что доклад о специфике американского PR заставил меня прозреть или начать громко восторгаться – мы все-таки уже переросли этап «туземцы дивятся заморским бусикам», до многих вещей дошли и активно их практикуем. Но послушать, как я уже писала, мне было интересно. Вам почитать, надеюсь, тоже. … В следующем посте — о том, как такое «тонкое» дело как PR чувствует себя в такой «тонкой» части света как Восток. Далі буде.