Продолжаю серию «Из подслушанного» — об особенностях связей с общественностью в мире.

После технологичных Штатов наступило время Объединенных Арабских Эмиратов.

Рынок PR в ОАЭ очень конкурентен: в стране работают порядка 100 специализированных агентств. Такая жесткая борьба за клиентов накладывает отпечаток на многие бизнес-процессы. А именно:

  1. Лучше и дешевле. Думать, что в ОАЭ за любую PR-активность вам пробурят личную нефтяную скважину, ошибочно. Шейхи тоже умеют считать деньги. Поэтому все стараются предлагать больше, работать лучше, но за меньшие деньги. Знакомая ситуация.
  1. Новые правила игры. Если в США (да и у нас) пиарщик должен быть мультифункциональным, то в Эмиратах функционал самих PR-агентств выходит за традиционные рамки. Успешное PR-агентство в Эмиратах – это еще и бизнес-консультант, и менеджер по продаже услуг клиента.
  1. Многонациональность. В ОАЭ проживают представители более 200 национальностей. Об этом нужно помнить и с этим нужно считаться каждый день.
  1. KPI’s краткосрочны. Ключевые показатели эффективности устанавливаются на 3 месяца…. Не дай Бог (стучу по дереву три раза 🙂 ).
  1. Телереклама не работает. Люди в ОАЭ не смотрят телевизор. Ну или делают это не так интенсивно, как украинцы. Мы же все знаем, что является «источником информации №1» у нас в стране? Удивительно, но не Facebook.
  1. Сарафанное радио – залог прироста клиентской базы. Лучший способ PR-агентству заполучить нового клиента – это получить рекомендацию от клиента уже существующего. Ничего нового, собственно говоря.
  1. Блоггер = СМИ. Популярных «инфлуенсеров» в ОАЭ приравнивают к журналистам из традиционных СМИ. Приглашают на пресс-мероприятия, информируют о новостях и все такое прочее.

И пару слов о media relations в ОАЭ. Что запомнилось из рассказанного:

  1. Журналист в Эмиратах за день получает до 400 мейлов от компаний и PR-агентств. То есть просто отправить письмо – не вариант.
  2. База журналистов – порядка 5 000 рабочих контактов.
  3. В СМИ, как правило, большая текучка. То есть базу нужно постоянно проверять на актуальность.
  4. В штате СМИ работают единицы. Как правило, редактора, а репортеры, в основном, фрилансеры.
  5. Помним пункт раз, который утверждает, что общение по электронной почте безнадежно устарело? Поэтому наиболее эффективные и популярные площадки для обмена информацией между журналистами и пиарщиками – это закрытые сообщества в социальных сетях.
  6. В Twitter проходят так называемые «релизные порки». Утро пиарщика в ОАЭ начинается не с кофе, а с мониторинга этой сети – не его ли ляп там обсуждают.

«Iphone всем, кто придет на мероприятие». Нормальный подход. Можно не волноваться: зал для пресс-конференции будет забит под завязку. Информационный повод не важен 🙂 .

Их нравы. Часть 1.