Строительство Орловской ВЭС: путь «камикадзе»

Как реализовать проект в экстремально сжатые сроки, заставить немецкий завод работать в выходные и запустить ветровую электростанцию в 100 МВт, даже если твоей команде советуют бежать с тонущего корабля.

Орловская ВЭС – мой самый сложный и интересный проект. Основным вызовом был срок строительства. Сотрудники ДТЭК с большим опытом реализации проектов ВЭС утверждали, что проект может быть построен в лучшем случае в 2020-м году. На одной из конференций по возобновляемой энергетике посол одной из европейских стран сказал коллеге: «Вы наверно ошиблись со сроками строительства. Ваш проект не может быть построен в 2019 году. Это невозможно». Доходило до того, что членов моей проектной команды называли «камикадзе» или предлагали «бежать скорее, пока корабль не утонет». В общем, много чего говорили. Такая атмосфера могла демотивировать команду проекта, но эффект оказался с точностью обратным. Есть цель – не вижу препятствий. И мы побежали.

Ровно 1 год назад, в 5:20 утра, в ночь с 15 на 16 ноября 2018 года в г. Киеве был подписан договор о строительстве Орловской ВЭС между компаниями ДТЭК и датской Vestas. Подписанию предшествовали сложные контрактные переговоры. Для поставщика оборудования и генерального подрядчика было рискованно не выполнить обязательства в нужные сроки. Для нас – риски проекта в случае, если подрядчик не справится. Традиционно для сложного переговорного процесса стороны спали в кабинетах, в эмоциях расходились с мыслями, что не договоримся. Тем не менее, договорились. Через год очень остро осознаёшь, что значит иметь дело с партнёром, которому доверяешь.

Договор подписан. Оборудование заказано. Нужно дать возможность генеральному подрядчику вовремя зайти на площадку. Не буду в красках описывать, чего стоит закрыть все вопросы с арендой земли, временными сервитутами на период строительства объекта и разрешительной документацией. К 11 февраля 2019 года успеваем сделать все и получаем право на начало выполнения строительных работ.

Стройка. Стройка – это особый и очень философский процесс. Будучи человеком слова, крайне сложно без эмоций относиться к технике, которая «поломалась» по дороге и не доехала на площадку, бригаде, которая взялась выполнить объём работ, но «не смогла», собралась и тихо уехала с площадки. За период выполнения строительных работ сформировался пул подрядчиков и людей, кому доверяешь и с кем готов идти до конца. Но все же, часть ценного времени на первом этапе стройки мы потеряли.

Чтобы наверстать упущенное, обратились к поставщикам оборудования General Electric и Schneider Electric. Договорились о сокращении сроков поставки. Партии оборудования разбили на части. Ряд компонентов приходилось монтировать сразу же после поступления на площадку, то есть – с колес.

Ко многим производителям направили на заводы своих сотрудников. Их задачей был контроль за фактическим изготовлением компонентов и информирование о любых сбоях в согласованных графиках. С профсоюзом одного из производителей в Германии удалось договорится об открытии завода в субботу. Кто сталкивался с укладами работы в западноевропейских странах и отношению их жителей к балансу жизнь-работа, знают, что заставить европейца работать в выходные – это из области космической фантастики.

Еще до начала выполнения строительных работ, понимая вызов по срокам сдачи объекта, предусмотрительно разбили его на очереди и пусковые комплексы. Это позволило вводить в эксплуатацию каждую отдельно взятую турбину и элемент электростанции поочерёдно без условной привязки друг к другу. Проиграв часть времени в начале стройке, нам удалось отыграть день за днём ближе к ее завершению.

Случались форс-мажоры там, где их совершенно не ждали. Иностранная компания, которая занималась транспортировкой компонентов ветровых турбин из порта г. Мариуполь на площадку, только заходила на украинский рынок. Возникли юридические проволочки на этапе получений разрешений на транспортировку негабарита. Можно было утонуть на месяц в бюрократии. К чести Мининфраструктуры и Укравтодора, была создана ситуативная работая группа. С ее помощью удалось сформировать единую согласованную позицию по юридическим разногласиям, что помогло начать транспортировку турбин.

Монтаж ветровых турбин, для меня, наверное, самый спокойный из этапов. Vestas не зря производитель ветровых турбин №1 в мире. Двумя кранами взяли такой темп, что мы ежедневно минусовали дни из графика проекта. На этапе монтажа уже стало понятно, что идём с опережением. Были и неприятности. Во время монтажа гондолы, на одном из кранов деформировалась последняя секция. Благо, что запаса прочности крана хватило и монтаж был успешно завершён. О другом сейчас и думать страшно.

К торжественному открытию ВЭС готовились до последнего. В прямом смысле этого слова. День открытия запланировали на пятницу – 15 ноября 2019 года. В среду и четверг в Украине объявили штормовое предупреждение. Добавьте к этому место расположения Орловской ВЭС. Локацию выбирали самую ветреную, а выражаясь научно – с высоким ветровым потенциалом. На площадке скорость ветра поднималась до 20 метров в секунду. Находится на улице без защитного скафандра было невозможно. Работать на высоте тем более. Из недоделок у нас оставались работы по вентилируемому фасаду на третьем этаж диспетчерской. Собрав все силы и выбирая моменты, когда ветер позволял работать, мы успели закончить фасадные работы ровно за 15 минут до начала торжественной церемонии открытия станции…

Подводя итог. Проект с невыполнимым графиком закончен на несколько месяцев раньше срока и с показателями выше бизнес-плана. А нашей команде теперь требуется немного санаторно-курортного лечения.