Никаких собеседований

Я умышленно не хочу говорить слово собеседование, потому что оно устарело. Молодежь уже настолько хорошо знает, что нужно говорить, и, как отвечать на вопрос раньше, чем он был задан. Их трудовая биография достаточно короткая и абсолютно не раскрывает нам в полной мере их потенциал.

Если говорить о зрелых специалистах, то они тоже много-много раз проходили собеседование, сами проводили их как руководители и отлично знают все стандартные вопросы. Более того они готовы даже к нестандартным вопросам.

Будьте журналистом

Я с кандидатами веду душевный разговор в формате журналистского интервью. Секрет любого собеседования (упс, беседы) — открытые вопросы. Я всегда учу рекрутёров забыть о закрытых вопросах и общаться, используя открытые вопросы.

Что это даст? Это позволит людям отвечать полноценно, задумываясь над тем, что они говорят. Вы услышите больше, чем односложное Да/Нет, вы получите личное мнение, оценку, услышите формат мышления, ценности и многое другое. Важно, меньше говорить и больше слушать, это же не секрет, что люди очень любят, когда их слушают. Метод активного слушания — то, чему учат на тренингах по переговорам, это универсальный навык, который должен быть в арсенале каждого рекрутера.

Один из секретов общение со звездами: услышать, что они хотят вам сказать, ведь они не всегда говорят то, о чем мы их спрашиваем.

Задавайте неудобные вопросы, те к которым кандидаты не готовились, которые заставят их посмотреть на ситуацию под другим углом. Это даст много дополнительной информации о кандидате, о рынке, о ситуации в его компании и т.д

Как выделиться среди других рекрутеров?

Нужно быть им интересным. Соискатели-звезды не будут разговаривать со скучными людьми, потому что их время дорого, им важно иметь интересного собеседника. Поэтому к каждому интервью рекрутёр должен готовиться. Прямо как журналист, он должен понимать, с кем он разговаривает, знать специфику компаний, в которых работал этот человек. Идеально, иметь общих знакомых, о которых можно поговорить. Найдя точку пересечения, человек расслабится, начнет рассказывать немножко больше, чем рассказал бы формально.

Еще важно быть позитивным, открытым, минимально формальным. Это добавит свежие ноты в общение, откроет новые грани кандидата. Улыбка – путь к успеху рекрутера.

Сценарий встречи

Важно, чтобы тема встречи была обработана рекрутёром. Необходимо понимать, что вы ожидаете услышать, буквально поставить четкую цель для этой встречи, чтобы в ходе беседы придерживаться акцентов.

Но будьте готовы к тому, что звездный кандидат не будет следовать вашему сценарию. Возможны необычные повороты в разговоре, потому что ваш собеседник может вообще не рассматривать предложения о работе. Он готов выслушать, услышать что-то интересное для себя, но не более. Поэтому перед встречей нужно заготовить несколько предложений, исходя из его мотиваторов (если они вам известны или вы можете предположить их). Конечно, это тема отдельного разговора, как выявлять мотиваторы у кандидатов, что можно предлагать им.

Пару слов о мотиваторах

Мотиваторы – это то что движет каждым из нас, и это то, что может заставить поменять работу того, кто даже не рассматривал предложения. Основная цель каждого рекрутера – выявить мотиваторы кандидата и понять может ли компания их удовлетворить. Мотиваторы не «лежат на поверхности», люди прячут их очень глубоко в формальных фразах, поступках, выводах, действиях.

Люди-звезды крайне редко мотивированы только на деньги, я вообще не встречала таких людей. Исключение — острые проблемы: болеет кто-то из близких, нужно закрыть вопрос с жильем, образованием детей, случился жизненный форс-мажор.

Обычно деньги являются третьим или даже четвертым мотиватором у кандидатов такого уровня. Им часто важно профессиональное развитие, команда, получить что-то новое для себя, сделать карьерный рост, получить признание и др.

Как быть с “невашим” человеком?

Всегда, даже если вы понимаете с первых слов, что с этим человеком вы не можете дальше сотрудничать или он не вписывается в команду, его ценности не совпадают… Нужно всё равно продолжить общение с этим человеком. Спросите, зачем?

  1. Знакомства: новый лояльный человек в сети ваших контактов, у которого остались приятные ощущения от общения с вами.
  2. Понимание рынка: вы получите информацию о рынке + сможете сравнить этого кандидата с другими (помните, мы же говорим о звездах, а это значит, что это очень небольшой сегмент).
  3. Рекомендации: люди, которые не становятся вашими сотрудниками, становятся вашими рекомендателями, эта ваша сеть контактов позволит дальше успешно закрывать ключевые позиции
  4. HR-бренд: в этой беседе вы — лицо компании, поэтому не стоит обрывать ее и оставлять неприятный осадок.