Мне скоро 30, а я до сих пор не знаю, кем хочу стать, когда выросту

 

В каждой шутке есть только доля шутки, остальное – сарказм, стеб над собой и окружающими, и правда.

По теории поколений, созданной американцами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, я отношусь к миллениалам – поколению Y – и полностью соответствую своему архетипу. Шум начался с книги «Поколения. История будущего Америки». Если кратко, то за 20 лет сменяется поколение, которому присущи те или иные яркие признаки. Границы размыты, отпечаток накладывает среда взросления и наличие братьев-сестер. Поэтому есть так называемые «пограничные зоны» в два-три года. Для сомневающихся 🙂

Вообще мы живем в крутой период, когда на арене действуют три поколения людей: Х, Y, Z. И всем трем надо как-то уживаться и приносить пользу себе и компании (желательно), в которой они работают.

На X-Y-Z рассчитайсь!

Итак, Х – условно с 1963-1984 годы. Автономные «дети с ключом на шее». Родители все время были на работе, поэтому они росли сами по себе. Прагматики, которые знают все обо всем, и уставшие от дисциплины. Приключения им нравятся, а вот последствия – нет. Самое общительное поколение, готовое быть коучем.

Следом Y – 1985-2000 годы. Поколение «Питера Пена», которое постоянно в поиске себя и оттягивает переход во взрослую жизнь. Миллениалы долго учатся и поздно заводят семьи – самореализация и карьера во главе угла. «Иксы» считают, что ожидания по зарплате и карьерной лестнице у «игреков» завышены, но миллениалы оппонируют скоростью жизни и тем, что надо все успеть. Они не держатся за рабочее место, на собеседованиях спрашивают: «А что вы мне можете дать?» и спокойно могут сорваться куда-нибудь на Гоа учиться разведению бабочек.

Поколение Z – 1995-2000 годов уже успели закончить школу и начать работать. Дети, выросшие с ноутбуками и смартфонами в руках, дадут фору «старичкам-иксам» в работе с техникой, но порой беспомощны в живом общении.

Поколение художников, готовое работать «за идею». Но это не бесплатное сидение с 9 до 18 на работе, а «замут» какого-нибудь стартапа. Работа ради хайпа. Они не боятся спрашивать и не признают авторитетов – в интернете любой может набрать миллионы лайков. Им присуща многозадачность и клиповое мышление. «Зеты» хорошо фильтруют информацию и не стремятся все запомнить – зачем это делать если можно просто сказать: «Окей, Google»…

Есть ли Y и Z место в металлургии?

Да, металлургия – это не Google и не технологический стартап. Накоплен большой опыт и многое держится на традициях, от которых так просто не уйдешь. Но не надо всех «игреков» и «зетов» равнять под одну гребенку. Не все они «сумасшедшие художники». Ошибочно  мыслить такими шаблонами.

Да, металлургия – это опыт, но он складывается из людей, которые работают в отрасли сегодня. Здесь меньше креатива, зато здесь больше ценится ответственность и долгосрочные планы. Здесь баг – это не просто ошибка программы, а цена безопасности и жизни людей. Но и такой индустрии не чужды инновации. Люди по-новому взаимодействуют друг с другом. Налаживаются горизонтальные связи между руководителями и сотрудниками. Предложения молодых учитываются в принятии решений, начиная от небольших проектов, заканчивая глобальными модернизациями.

Меткомбинат – место, где можно построить карьеру. На «Азовстали» Группы Метинвест за 1,5-2 года по силам  стать старшим мастером и за 3-4,5 года – начальником цеха. Сегодня из 54 цехов комбината только три начальника цеха старше 40-ка лет. Остальные – 28-30-летние.

Технари снова рулят! IOT, автоматизация, big data на кончиках пальцев. Впервые на «Запорожстали» при строительстве доменной печи №3 применили 3D-проектирование, которое позволило выявить и избежать ошибки в проектировании.

Технарям есть, где разгуляться не только в IT. Срок жизни в компаниях меняется. Сегодня ты можешь быть в металлургии, завтра заниматься чипами, потом уйти в машиностроение, по пути заглянув на химпроизводство. И все это – в разных странах, границы которых открывает только то, что ты – высококлассный технарь.

У металлургии есть будущее. Не всем надо быть креативными стартаперами. Не зря у Юнга целых 16 архетипов. Под солнцем есть место всем. Комфортное и свое. И у каждого есть возможности реализоваться.

Заглядывая за горизонт

Алфавит окончен. А дальше что? Альфа. Самый важный момент теории Хоува и Штрауса — цикличность поколений. Каждое пятое поколение имеет сходные ценности, поэтому у нас есть время подготовиться к приходу новой эры.