Деление на поколения – это тренд 20-го века, который перекочевал в 21-й. Сейчас на слуху миллениалы – поколение Y. Чем они отличаются от старших поколений, почему “игреки” редко идут в металлургию, будет ли расти их интерес к техническим специальностям, и чему стоит учить своих детей, чтобы подготовить их к жизни в быстроменяющемся мире? Спросили у Директора по персоналу и социальной политике Метинвеста Наталии Стрелковой.
Миллениалы – это правда новое поколение, которое существенно отличается своим образом жизни и приоритетами? Или это просто молодежь?
Есть две точки зрения. Приверженцы первой теории утверждают, что миллениалы действительно существуют. Это такие себе молодые социально-активные люди, дети цифрового мира. Другая точка зрения гласит, что миллениалы – это просто молодежь. Их поведение продиктовано возрастом, молодостью. И, спустя время, они вырастут и будут вести себя по-другому. Как предыдущие поколения.
На самом деле нет никаких научно подтвержденных исследований в этой области или, правильнее сказать, они противоречивы. Есть мнение практиков о том, что миллениалы существуют. И есть точка зрения ученых о том, что на сегодняшний день нет достоверных исследований, подтверждающих феномен цифрового поколения.
Могу поделиться собственной точкой зрения. Мы в Метинвесте провели исследование среди старшеклассников. Делили учеников на две условные группы: на «индустриалов» (это Х) и «постиндустриалов» (это Y). «Постиндустриалы» = Y – классические «игреки», которые пришли в постиндустриальный, цифровой мир с его фокусом на IT и инновациях. «Индустриалы» = Х – остатки от «иксов» из индустриального мира.
Что важно для «иксов»? Их основные ценности – это стабильность и традиционализм. Они достаточно консервативны.
Для такого бизнеса как Метинвест, такие люди – это ключевая группа наших сотрудников, причем как настоящих, так и будущих. В работе они ценят систему. Для них важно выполнять знакомые процедуры. Такие люди хорошо работают в построенных и отлаженных процессах. А металлургия, как известно, очень процедурная, процессная отрасль. Поэтому для нас, например, крайне важно соблюдение техники безопасности и технологических процессов. И это огромный плюс «иксов».
Но «иксы» – они не об инновациях. И это их основной минус для нас. Их нужно постоянно мотивировать, предлагать новое и задавать вопросы. А Метинвест – компания, которая исповедует принципы непрерывных улучшений. И если мы хотим успешно внедрять такие программы, то с «иксами» лучше это делать в сочетании с системой дополнительной мотивации.
«Иксы» очень четко разделяют работу и отдых. На работе они готовы соблюдать процедуры, делать то, что говорит их должностная инструкция. Думать о работе дома – это точно не для «иксов».
Теперь про «игреков» или «постиндустриалов». Для них важна личная активная жизненная позиция. То, что по-английски называется Impact. Инновации для них – движущая сила. Их способ жить. Эта категория людей будет и без дополнительной мотивации «гореть» и предлагать новые идеи. Для «игреков» работа = удовольствие. И это удовольствие от работы для них важнее, чем деньги.
«Постиндустриалы» не разделяют работу и отдых. Для них работа срощена с удовольствием, поэтому они перестали четко разделять рабочее и свободное время. Они могут поработать дистанционно дома или на отдыхе. Не обязательно быть на рабочем месте. И это для них – норма.
Слабое место «игреков» – это системность, а также соблюдение правил и процедур. Им тесно среди норм и рамок. Работа с 9 утра до 6 вечера в одном и том же месте их пугает.
Есть еще третья группа – гибриды. Они проявляют черты и «иксов», и «игреков». По нашим исследованиям, среди школьников старших классов в городах нашего присутствия процентное соотношение этих трех категорий выглядит так: 33% «игреки», 33% «иксы» и 33% неопределившиеся гибриды. У последних нет жесткой ориентации. Их взгляды могут меняться в зависимости от обстоятельств. И это тоже неплохо.
Какие люди сегодня идут в металлургию?
Если говорить в разрезе теории поколений, то мы совсем недавно проводили исследование среди молодых специалистов (до 34 лет) на наших предприятиях. В результате увидели, что 23% из этой категории больше похожи на «игреков», а 38% – это все-таки «иксы». И это логично, потому что металлургия – очень процессная отрасль со множеством регламентов и инструкций. Конечно, нам нужны инновативные люди. Но мы объективно понимаем, что их количество в отрасли будет меньше, чем «индустриалов».
Если говорить о складе мышления, то в металлургию идут прежде всего «технари» и для нас это большая удача. Человек с базовым техническим образованием – это человек, способный думать системно. И это – огромное конкурентное преимущество практически в любой отрасли. К примеру, я – HR, но мое базовое образование техническое в квадрате.
Возможно ли в Украине возрождение моды на инженерно-технические специальности?
Я считаю, что оно неизбежно. Сегодня мы, Метинвест, активно конкурируем за людей именно с техническим образованием. Потому что молодежь начала понимать – если у тебя хорошее базовое инженерно-техническое образование, то это огромное конкурентное преимущество практически в любой сфере. Молодежь, которая стремится в любой момент времени иметь возможность кардинально изменить свою жизнь, может смело полагаться на хорошее техническое образование как на стартовый капитал. Просто нужно научиться извлекать из него максимум.
Так что прямо сейчас меняется восприятие молодежью металлургии. Раньше молодые специалисты считали, что, попадая в эту отрасль, они останутся в ней навсегда. Что в ней больших денег не заработать, а свой опыт в другой сфере не продать. Но сегодня это уже не так.
Во-первых, металлургия активно модернизируется. Все больше процессов становятся автоматизированными. Огромный спрос на сильных специалистов с хорошим техническим образованием, которые будут контролировать работу автоматизированных приборов. Таким людям отрасль платить десятки тысяч гривен.
Во-вторых, уже сегодня хорошее техническое образование дает базу, которая делает человека высококонкурентным в любой отрасли. Техническое образование и профессия учат системно думать, искать и находить нестандартные решения в любых ситуациях. В любых отраслях. И это – не теория, это – практика. Молодые специалисты уже видят эти конкурентные преимущества, и их отношение к карьере меняется стремительно.
Другими словами, изучая инжиниринг, ты автоматически получаешь навыки жить в мире, который так быстро меняется? И чему бы вы, как HRD и как мама, советовали учить детей, чтобы подготовить их к жизни в этом мире?
Сейчас много говорят о развитии таких междисциплинарных навыков, как решение сложных задач (problem solving), критическое мышление (critical thinking) и креативность (creativity). Кстати, это как-раз топ-3 навыка из отчета «Будущее профессий» от WEF на 2020 год. Мне кажется, что все эти навыки присущи всем в той или иной степени. Проблема заключается в том, что наша система образования пока не развивает их наряду с изучением основных дисциплин. Но за этим будущее.
Детей нужно обязательно учить самостоятельно находить решения в разных ситуациях. Это намного полезней, чем давать им готовые решения. А еще важно, чтобы ребенок научился собирать информацию, знал о разных источниках, мог ее изучать, переосмысливать и делать свои выводы. Это очень важный навык для цифрового мира, в котором мы живем.
Креативность присуща каждому. Когда мы хотим сделать что-то по-своему, это уже проявление креативности. Креативность – это генерирующая сила для инноваций. Причем инновация – это не всегда изобретение чего-то большого, прорывного, нового. Развивая и поддерживая креативность ребенка, вы будете каждый день причастны к его маленьким инновациям. Что может быть лучше?
И да, я считаю, что хорошее техническое образование – это если не ответ на вызовы будущего, то как минимум отличное подспорье для поиска себя в новом, постиндустриальном мире. В котором для успеха нужно уметь удерживать баланс между системностью и креативностью.