Верховная Рада сделала важный шаг к тому, чтобы электромобили в Украине продавались по минимальной цене: без акциза и НДС. Обсудим два главных фактора, которые пока еще подталкивают соискателя делать выбор в пользу традиционных авто. Это – зарядная инфраструктура и особенности эксплуатации в зимний период.

Когда мы принимали решение о старте программы замещения автопарка с ДВС на электротранспорт, эти вопросы нас сильно беспокоили. Так же, как и любого человека, который хочет найти аргументы сделать этот неизведанный шаг к езде без выхлопа, но постоянно натыкается на информацию о невозможности нормальной эксплуатации авто зимой.

Холодный январь дал нам возможность сполна протестировать на себе особенности зимней электромобильности и помог ответить на основные вопросы.

Вопрос первый: “При ночевке EV на улице, утром ее заряд просядет на половину?”

Концепция использования электромобиля предполагает одну простую истину: наиболее удобное время зарядки – ночь. Все 5 наших Hyndai Ioniq заряжаются в нерабочее время. Полная зарядка одного EV обходится нам в ок. 50-70 грн. Большинство автомобилей заряжаются на улице. То есть зарядка в -10 градусов Цельсия полностью соответствует зарядке в теплое время года. Запас хода в минусовую температуру при полной зарядке все же на 5-7% (12-17 км) ниже, чем в теплое время года. Так автомобиль заточен обезопасить себя от полной разрядки.

Практически все выходные, когда разъездной транспорт в компании не используется, машины проводят на улице. Двое суток простоя на морозе ни разу не приводили к колебанию заряда батареи более чем на 1%, что является скорее допустимой погрешностью, нежели свидетельством влияния низких температур.

Да, мы говорим про новые модели, находящиеся в эксплуатации не более 5 месяцев. В случае б/ушного электротранспорта, которым преимущественно насыщается украинский рынок сегодня, возможно, имеют место случаи другого поведения батареи.

Вопрос второй: “Ехать в холодной машине или терять половину запаса хода?”

Осенью наш первый Ioniq проезжал в среднем порядка 90 км в день. С ухудшением погодных условий запрос на перевозку персонала по городу возрос, а условия езды и трафик ухудшились. Средний дневной пробег минимально снизился до 70 км. В некоторые дни автомобили по-прежнему выезжают более 100 км, другие выполняют 5-7 заказов протяженностью в 5-10 км. Точно знаю, что ни наши водители, ни персонал не ездят в холодных машинах.

Как же происходит, обогрев салона и как он сказывается на запасе хода?

Садясь в остывшую машину, включается ускоренный обогрев салона. В этот момент при 99% заряда запас хода составляет 189 км. Включаем мощный обогрев. Нагоняется тепло. В этот период работы активного обогрева в течение 2-3 минут девайс показывает нам 137 км запаса. Далее переключаемся на поддержание 23 градусов. В этом режиме полный запас хода составляет 161 км. Таким образом обогрев нам “стоит” 28 км хода или порядка 15%, что позволяет Ioniq выполнят тот же объем работы, что и машинам на ДВС в нашем автопарке. Разница лишь в том, что, увеличивая расход бензина даже на 1 л в зимний период традиционный автомобиль требует 30-32 дополнительных гривны. Это соответствует расходам на 70-80% зарядки электромобиля.

Первые результаты работы наших пяти EV в зимний период полностью развеяли все страхи. Хотя мы не предпринимали никаких дополнительных усилий по уходу за батареей, не подключали дизельные обогреватели салона – такая практика широко распространена у водителей Nissan Leaf. Авто на ДВС и на электротяге эксплуатируются в одинаковых условиях. Это позволяет последним показать свои преимущества, не считаясь с погодными условиями.