По оценкам Минэкономики, сегодня более трети сельского населения Украины не имеют доступа к интернету. Это сказывается на качестве жизни людей, а также на состоянии экономики в целом.

В условиях, когда государство не занимается комплексным решением этой проблемы, за нее должны взяться объединенные территориальные общины (ОТО). После реформы децентрализации они получили возможность самостоятельно распоряжаться поступлениями в свой бюджет. В том числе тратить их на цифровизацию и подключение интернета.

Как общинам выбрать провайдера, чтобы потраченные на его услуги деньги работали максимально эффективно? Какие еще есть варианты для тех, у кого сегодня нет собственных средств на подключение? Об этом специально для Mind рассуждает директор департамента маркетинга бизнес-сегмента оператора «Укртелеком» Игорь Гуменюк.

Для чего общинам интернет?

Многочисленные исследования говорят о связи благополучия с качеством доступа к интернету. Так, специалисты Всемирного банка подсчитали, что увеличение проникновения скоростного интернета (то есть доли подключенного населения) на 10% ускоряет рост ВВП в развитых странах – на 1,2%, а в развивающихся странах – на 1,38%. В то же время некоторые исследования утверждают, что само по себе покрытие или наличие доступа к интернету ни на что не влияют. Результат достигается только тогда, когда подключение скоростное и стабильное. А значит, вопрос выбора интернет-провайдера выходит на первый план.

В рамках реформы децентрализации в Украине активно создаются объединенные территориальные общины. Сегодня их уже более 800. Отсутствие качественного интернета – одна из первых задач, которую они пытаются решить. Наша статистика это подтверждает: почти 350 ОТО уже подключили интернет от «Укртелекома», при этом почти в 80 из них создана новая сеть оптоволоконного интернета.

На что стоит обращать внимание, выбирая провайдера?

Интернетизация ОТО предусматривает подключение всех ключевых юридических лиц общины: сельсоветов, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, больниц, школ, центров безопасности, центров предоставления административных услуг, молодежных центров.

Проект строительства согласовывается со всеми инстанциями. Если развертывание сети проводится с нарушением строительных норм или без согласования с собственниками земли или инфраструктуры (особенно для кабеля, который подвешивается на электроопорах), провайдер интернета и его потребители всегда находятся в зоне риска внезапного и длительного перерыва связи.

В случае применения штрафных санкций к такому провайдеру вероятность возмещения убытков общины очень низкая. Провайдер, допустивший нарушения, точно не сможет компенсировать потери общины от того, что созданная им цифровая сеть стала недееспособной. В случае сворачивания деятельности провайдера-предпринимателя работу по построению сети придется начинать заново.

Также важно, насколько провайдер готов предложить индивидуальный подход к ОТО. Ведь каждая община – это индивидуальный проект, он имеет свой потенциал клиентов, свою географию расположения абонентов, и универсальный подход здесь не работает.

А значит, провайдер должен быть надежной, проверенной компанией, которая однажды не исчезнет «в никуда». Показательным, в частности, является наличие у него сертификата КСЗИ (комплексной системы защиты информации). Наличие такого сертификата говорит о надежности сети, защите ее от постороннего вмешательства в соответствии с требованиями законодательства о технической защите информации.

Также обращайте внимание на технологию подключения, которую использует провайдер.

Предпочтение желательно отдавать фиксированному доступу. Сегодня лучший вариант по соотношению цены и качества – это оптоволоконное подключение.

Где взять деньги на интернет?

Существует несколько вариантов финансирования интернетизации ОТО. Первый – использование средств из бюджета самих общин. Стоит сказать, что эти бюджеты в Украине абсолютно разные: у кого-то это может быть 10 млн гривен в год, у кого-то – 150 млн. Кто-то за средства общины реализует масштабные проекты и строит «умные» города, а кому-то не хватает даже на подключение нормального интернета .Что делать в таких случаях? Есть вариант инвестиций отдельных юридических лиц. В нашей практике были примеры, когда один или несколько бизнесов осуществляли инвестиции или платили разовый платеж, чтобы завести интернет в свою общину. Но таких случаев немного. Один из последних – строительство «оптики» для Иршанской солнечной электростанции. Благодаря инициативе заказчика оптическая сеть интернета спроектирована так, что села Шершни и Мелени Коростенского района также имеют возможность подключиться к ней.

Самый распространенный вариант финансирования, с которым мы сталкивались как провайдер, – это привлечение инвестиций самого провайдера, то есть наших. Если при расчетах мы видим, что развитие оптической сети экономически и финансово выгодны для нас, тогда мы рассматриваем софинансирование проекта. И на самом деле это win-win, выгодный для всех вариант: мы как бизнес расширяем географию и перечень своих услуг, а следовательно, и финансовые поступления от них, что гарантирует возврат инвестиций, а община получает скоростной фиксированный интернет – один из ключевых инструментов для своего экономического роста.

Причем рациональным решением можно назвать комплексное одновременное подключение всех объектов ОТО, которое включает все этапы – от построения сети до круглосуточного обслуживания.