Если вы не раз слышали о дизайн-мышлении, но до конца не разобрались что же это такое (как я до сегодняшнего дня), моя колонка для вас. Спешу поделиться знаниями, полученными на очень интересном мастер-классе в Академии ДТЭК Юлии Штыпулы, возглавляющей функцию клиентского опыта в банке ПУМБ.

Сначала – совсем немного о сути и истории вопроса. «Дизайн-мышление – это методология регулярного «рутинного» создания инноваций». Цитата принадлежит евангелистам этого направления, братьям Дэвиду и Тому Келли. У дизайн-мышления, как ни странно, достаточно длительная история развития (а я была уверена, что это – если не сегодня, то вчера придумали). Еще в 60-х годах прошлого столетия начался процесс переосмысления сущности и возможностей дизайна. В период между 1980-1990-ми года дизайнеров, что называется, «поместили под микроскоп», чтобы понять, как же они работают. К 2005 году окончательно сформировалась методология дизайн-мышления, принципы и процесс. И с этого момента началось развитие дизайн-мышления в бизнесе.

Теперь о принципах, на которых дизайн-мышление базируется:

1.Фокус на человеке и его потребностях

Для создания востребованного продукта важно развивать эмпатию (ее, между прочим в принципе важно развивать!) по отношению к своим действующим и потенциальным клиентам. Так вы поймете, что в действительности ценно и важно для них. Другими словами, делаем то, что нужно другим, а не просто то, что интересно лично вам.

2. Радикальное (да-да, именно так!) сотрудничество

Нужно обязательно работать в кросс-функциональных командах, вовлекая коллег из других сфер в работу над проектом. Выходим из своей уютной норки, в общем.

3. Доверие к процессу

Понимание того, где вы находитесь в проекте, какие методы для прогресса нужно использовать и каких целей нужно достичь, позволяют добиться результата к дэдлайну. То есть действуем, сняв повязку с глаз. И совершенно не важно, какая при этом среда вокруг – пусть даже и турбулентная. Все равно вы должны понимать, что делать конкретно вам и конкретно сейчас.

4. Культура экспериментирования

Прототипирование – способ задействовать творческие области мышления. Прототипирование и тестирование не просто часть процесса, но его основа. В дизайн-мышлении категорически запрещена боязнь ошибиться. Категорически! Пробуем, ошибаемся (и другим даем право на ошибку), разумно рискуем. Только это – залог успеха.

5. Действовать незамедлительно

Дизайн-мышление – это больше про действия, чем идеи и мысли. Необходимо делать – наблюдать, обобщать и прототипировать. Повторюсь: пробуем, ошибаемся, но, самое главное – делаем.

6. Не говори, покажи

В дизайн-мышлении важно доносить свое видение через визуализацию. Использовать наброски и прототипы, полученные с помощью пользовательских историй. Если коротко, то живем по принципу «лучше один раз увидеть…».

7. Ясное видение

Формировать конкретное видение из запутанного набора проблем. Предоставлять ясное, логически обоснованное описание проблемы вместо списка всех выявленных недостатков. То есть никаких этих «а-а-а-а-а, шеф, все пропало – гипс снимают, клиент уезжает!». Мыслим четко, ясно, не впадаем в панику.

Перейдем к процессу дизайн-мышления. Он состоит из пяти этапов:

1.Эмпатия

Начинать нужно с глубокого погружения в проблемы и опыт пользователей вашего продукта или услуги. Причем, не с теоретического, кабинетного, погружения, а с работы в «полях». Нужно разговаривать с людьми, учиться слышать. Без этого ни один проект или стартап не взлетит.

2. Фокусировка

На этом этапе нужно сформулировать конкретную значимую и реализуемую задачу. Без вот этих вот «за все хорошее и против всего плохого». Фокус на правильной проблеме – единственный путь создания востребованного продукта или услуги.

3. Генерация идей

Поняли, что нужно, разработали план конкретных шагов – пора начинать думать. Генерируем идеи и выбираем решения. На этом этапе важно найти как можно больше решений, которые выходят за пределы очевидного. Это самый подходящий этап для всяких безумств и ошибок.

4. Прототип

Создаем модели для тестирования найденных решений. В том числе безумных и ошибочных.

5. Тестирование

Получаем обратную связь от фокус-групп, ищем слабые места и уязвимости, выбираем наилучшее решение. За реализацию которого и беремся. Со всем рвением, азартом и не щадя сил.

И последнее. Несколько важных выводов, о которых рассказала Юлия Штыпула на мастер-классе. И которые, на мой взгляд, применимы не только к теме дизайн-мышления. Очень простые, понятные и полезные для работы и жизни правила:

  1. Способность реагировать на внешние изменения – это не что иное, как способность создавать инновации.
  2. Главное в дизайн-мышлении: в любой инновации должна быть польза для клиента.
  3. Не бойтесь экспериментировать. Ошибка – это возможность, а не катастрофа.
  4. Один в поле не воин. Дизайн-мышление это не про индивидуалистов, а про команду.
  5. Инновации – это не магия. Они придумываются и этому можно научиться!

Чего нам с вами и желаю.