Считается, что мы, пиарщики, люди креативные априори и без этого качества в профессии успеха не снискать. Это, конечно, не всегда так, но к идеалу нужно стремиться, независимо от рода деятельности — креативность не помешает никому. Так что на выходные предлагаю уйти, думая о том, как развить в себе нестандартность мышления даже если вы не работаете в нашей сфере.

 Сначала кратенько разберемся, что такое «креативность» и из чего состоит креативный процесс. Знающие люди выделяют несколько этапов:

  • Псевдоинсайты (первые идеи, которые пришли в голову)
  • Анализ задачи/проблемы
  • Фрустрация (или попросту обманутые ожидания. Если ждёте решения, а оно не приходит или приходит, но не такое, как хотелось и ожидалось).
  • Инкубация (вынашивание идей)
  • Инсайт
  • Проверка решения.

Чтобы проверить, насколько вы креативны, советую воспользоваться тестом американского профессора, одного из основателей современной психологии творчества Джоя Гилфорда (его можно легко нагуглить в интернете). Гилфорд дает простое объяснение креативности – это способность отказываться от стереотипных способов мышления, и называет четыре основные характеристики этого качества:

  • Оригинальность (нестандартность идей)
  • Гибкость (разнообразие идей)
  • Точность (завершенность результатов мышления)
  • Беглость (скорость создания идей).

Лично мне очень нравится стратегия работы над креативностью Уолта Диснея: великий мультипликатор в своей работе использовал три типа людей. Это Мечтатели, Реалисты и Критики. Мечтатели работали в киностудии с девизом: «Все возможно» и придумывали самые фантастические идеи. А потом передавали эстафету работы с придуманным Реалистам, которые задавали себе вопрос: «Как это сделать?». Дальше за дело принимались Критики, действовавшие по принципу «А баба Яга против» — то есть мучали себя вопросом «Что не сработает?». И только после всех итераций «команды мечты» готовый проект попадал на стол к Уолту Диснею. То, что такой подход давал фантастический результат, доказывать, думаю, никому не нужно. 🙂

Это все, конечно, хорошо, но что делать всем нам, кто чувствует, что с креативностью не очень… У меня есть ответ: то же, что и в остальных случаях – учиться и работать. Советов по развитию креативности масса. Написано немало книг, читать — не перечитать: «Рисовый штурм» и «Взлом креатива» (автор — Майкл Микалко), «Я хочу больше идей» (Стив Роулинг) – а в ней более 100 (!) техник по развитию креативности. Но для начала попробуйте рекомендации от BBC. Когда перед вами поставлена неординарная задача, ответьте на такие вопросы:

  • Можно ли сделать эту работу по-другому?
  • Можно ли позаимствовать или адаптировать к моим нуждам подходы из других областей?
  • Что можно предпринять для увеличения ценности моего продукта или работы?
  • Можно ли от чего-то отказаться?
  • Как можно изменить порядок или структуру рабочего процесса, чтобы в результате создать что-то новое?

Кстати, уже упомянутому выше Гилфорду принадлежат слова: «Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально». Но в пятницу совсем не хочется говорить о проблемах, поэтому давайте называть их «вызовами». Так что принимаем вызовы и растем над собой! 🙂