Компании инвестируют более $350 млрд в обучение своих сотрудников ежегодно. По прогнозам экспертов эта сумма вырастет еще на 10% до 2022 года.

Возникает логический вопрос: насколько эти инвестиции оправданы? Руководители рассчитывают, что сотрудники, пройдя обучение, немедленно интегрируют новые знания и навыки в работу. Однако, что мы имеем в результате? Полученные знания не влияют на повышение эффективности поскольку, вернувшись в привычную среду, сотрудники продолжают действовать по-старому.

Есть ли выход из этой ситуации? Реально ли построить процесс обучения так, чтобы сотрудники меняли поведение и действовали эффективно? Где искать новые приемы, которые повлияют на мотивацию и вовлеченность участников? И чем нам в этом могут помочь разные индустрии?

Существует мнение, что специалистам бизнес-образования стоит поучиться у представителей шоу-бизнеса: методам воздействия, экспериментированию с разными форматами и контентом для того, чтобы иметь возможность охватить миллионную аудиторию.

Не стоит забывать про Edutainment – микс элементов образования (education) и развлечения (entertainment). Такая смесь делает обучение увлекательным, повышает мотивацию и вовлеченность участников.

Мы часто хотим результата в формате «быстро» и «качественно». Но здесь важно помнить, что получение знаний, изменение поведения, убеждений и высокая продуктивность не появляются «из неоткуда». Такой эффект – это следствие определенного состояния сознания человека, которое Михай Чиксентмихай и Стивен Котлер называют «Потоковым» или «Состоянием Наивысшей Продуктивности».

Ученые выяснили, что состояние повышенного внимания и тотального поглощения информации обусловлено смесью норадреналина, дофамина, серотонина, эндорфинов, окситоцина и анадомида. Именно эти гормоны и нейромедиаторы создают особый «коктейль» продуктивности. По результатам исследований Роберта Сапольского, профессора Стенфордского университета, для выброса норадреналина и дофамина нужны новизна, сложность и непредсказуемость.

Так как же создать инновационный формат обучения?

  • В основе, конечно, будут лежать прагматичные бизнес – задачи. Идеальный вариант – это обучение «встроенное» в рабочий процесс или актуальный проект, встроенный в процесс обучения.
  • Необходимо учитывать специфику работы компании, корпоративную культуру, уровень развития персонала.
  • Широкое поле для инновационных решений обеспечивают приемы креативного мышления.

Новая идея — это сочетание старых компонентов.

Формула эффективного бизнес-образования может быть такой: берем типы, формы, методы обучения, сферы деятельности человека, контексты, явления природы, социальные явления, уменьшаем, увеличиваем, упраздняем, находим другое применение, помещаем в другой контекст, смешиваем.

Уже сегодня отличные бизнес-результаты получены в смешанных форматах, где на этапе получения знаний могут отсутствовать аудиторные занятия. Передача знаний происходит онлайн через видео-лекции, изучение материалов по теме и тесты. Роль мотивирующего контроля может выполнять органично встроенная геймификация.

Развитие компетенций мы перемещаем в контекст искусства, спорта, туризма, социальных проектов и так далее. Для закрепления навыков и выработки новых привычек используется микрообучение (Microlearning).

На аудиторных встречах происходят обсуждение, критическая рефлексия и празднование успехов. Руководители и лидеры подразделений участвуют в программах вместе со своими командами и поощряют внедрение навыков в рабочие процессы и получение бизнес – результата.

Будущее бизнес-образования за созданием смешанных форматов, обогащенных эмоциональным контекстом, который пробуждает желание продолжать увеличивать нагрузки, исследовать, находить свои пути, делиться опытом. Фактически это построение самообучающейся команды и организации, которые развиваются в процессе выполнения рабочих задач и реализации актуальных проектов.

Для того, чтобы иметь возможность постоянно провоцировать новый виток процесса развития мы должны держать «руку на пульсе» инноваций в других сферах. Тогда появятся новые форматы, которые будут провоцировать Состояние Максимальной Продуктивности. И мы сможем достигать целей обучения «быстро», «качественно» и если не «дешево», то «экономически выгодно».