Конспект лекции Натальи Емченко об управлении сообществами 10 февраля в Днепре.
У любого успешного сообщества есть четыре основных атрибута…:
- Цели (общие или разделенные)
- Ценности (общие)
- Самоидентификация членов сообщества
- Безопасность/принятие
… и три основных мотива членов сообщества:
- Безопасность и принятие
- Поддержка и мотивация
- Возможность вместе влиять больше, чем в одиночку.
7 инструментов управления сообществами
Границы – кто внутри, а кто снаружи сообщества?
Сообщество без границ – это не сообщество. Границы дают всем участникам безопасность, поддержку и чувство локтя. Но лишь при условии, что все в сообществе разделяют общие ценности. В противном случае границы стираются, люди перестают друг другу доверять и само сообщество сходит на нет.
Инициация – как человек снаружи попадает внутрь?
Легкое попадание в сообщество и такое же легкое расставание с ним обесценивает его. Это как отрытые группа в Фейсбуке, куда попадает всякий желающий. Уходите от этого. Устанавливайте правильную пропускную систему. Вы хотите стать членом нашего сообщества любителей творчества Хемингуэя? Окей, назовите приписываемый ему самый короткий рассказ.
Храм – где физический дом сообщества?
Не бывает семьи без дома, не бывает и сообщества без своего храма. То есть в буквальном смысле этого слова у вас должно быть место, где вы все вместе собираетесь. Офис, если хотите, штаб-квартира. Но мне, опять же, больше нравится слово «храм».
Традиции – каков ритм отношений членов сообщества?
Традиции – это как цемент, которым вы укрепляете «кирпичики» вашего сообщества. Без традиций оно рассыплется. Здесь важна роль держателей традиций или, другим словом, «старейшин».
Символы – какие знаки отличия?
Символ – это отличительный маркер, позволяющий определить «свой/чужой». Значение символов сложно переоценить, ведь не всех участников сообщества вы можете знать лично. А так, увидев, условно, фирменный стикер на задней панели телефона, вы плюс-минус сразу будете знать, что ожидать от его обладателя.
Истории – какая мифология у сообщества?
Истории – это летопись вашего сообщества. То, что рассказывается старожилами новичкам. По этим историям можно определить уровень «здоровья» сообщества. Все ли хорошо внутри сообщества, или оно раздираемо противоречиями и скандалами.
Внутренние круги – каков путь члена сообщества внутри него?
Будет ли это осознанный путь или движение на ощупь в лабиринте? Ответ на этот вопрос может дать уровень сообщества. В идеале должна быть некая менторская программа для новичков, чтобы энергию и желание новобранцев направить в правильное русло и поддерживать энтузиазм в них столько, сколько это возможно.
Резюме: управление сообществами – это жанр со своими правилами. Если все делать правильно, то внутри сообществ можно найти массу энергии, силы и вдохновения.