Конспект лекции Натальи Емченко об управлении сообществами 10 февраля в Днепре.

У любого успешного сообщества есть четыре основных атрибута…:

  • Цели (общие или разделенные)
  • Ценности (общие)
  • Самоидентификация членов сообщества
  • Безопасность/принятие

и три основных мотива членов сообщества:

  • Безопасность и принятие
  • Поддержка и мотивация
  • Возможность вместе влиять больше, чем в одиночку.

7 инструментов управления сообществами 

Границы – кто внутри, а кто снаружи сообщества?

Сообщество без границ – это не сообщество. Границы дают всем участникам безопасность, поддержку и чувство локтя. Но лишь при условии, что все в сообществе разделяют общие ценности. В противном случае границы стираются, люди перестают друг другу доверять и само сообщество сходит на нет.

Инициация – как человек снаружи попадает внутрь?

Легкое попадание в сообщество и такое же легкое расставание с ним обесценивает его. Это как отрытые группа в Фейсбуке, куда попадает всякий желающий. Уходите от этого. Устанавливайте правильную пропускную систему. Вы хотите стать членом нашего сообщества любителей творчества Хемингуэя? Окей, назовите приписываемый ему самый короткий рассказ.

Храм – где физический дом сообщества?

Не бывает семьи без дома, не бывает и сообщества без своего храма. То есть в буквальном смысле этого слова у вас должно быть место, где вы все вместе собираетесь. Офис, если хотите, штаб-квартира. Но мне, опять же, больше нравится слово «храм».

Традиции – каков ритм отношений членов сообщества?

Традиции – это как цемент, которым вы укрепляете «кирпичики» вашего сообщества. Без традиций оно рассыплется. Здесь важна роль держателей традиций или, другим словом, «старейшин».

Символы – какие знаки отличия?

Символ – это отличительный маркер, позволяющий определить «свой/чужой». Значение символов сложно переоценить, ведь не всех участников сообщества вы можете знать лично. А так, увидев, условно, фирменный стикер на задней панели телефона, вы плюс-минус сразу будете знать, что ожидать от его обладателя.

Истории – какая мифология у сообщества?

Истории – это летопись вашего сообщества. То, что рассказывается старожилами новичкам. По этим историям можно определить уровень «здоровья» сообщества. Все ли хорошо внутри сообщества, или оно раздираемо противоречиями и скандалами.

Внутренние круги – каков путь члена сообщества внутри него?

Будет ли это осознанный путь или движение на ощупь в лабиринте? Ответ на этот вопрос может дать уровень сообщества. В идеале должна быть некая менторская программа для новичков, чтобы энергию и желание новобранцев направить в правильное русло и поддерживать энтузиазм в них столько, сколько это возможно.

Резюме: управление сообществами – это жанр со своими правилами. Если все делать правильно, то внутри сообществ можно найти массу энергии, силы и вдохновения.