Институт исследований средств массовой информации Poynter опубликовал обзор мировых журналистских трендов. Я обычно не без интереса почитываю, чем живет близкая сфера, и насколько происходящее в мире соотносится с нашими реалиями. Итак, основные тренды. 

«Вычислительная» журналистика. В докладе говорится, что в обозримом будущем повысится спрос на журналистов, умеющими работать с большими данными. От Big Data не спрятаться и не скрыться, в общем. 

Расследовательские команды. Тенденция, плавно вытекающая из предыдущей. Поскольку алгоритмы и наборы данных управляют повседневной жизнью все большего количества людей через правительства, правоохранительные органы, школы и финансы (опять же – у них, не у нас), ньюсрумы нуждаются в экспертных знаниях для их анализа на объективность и понятность. 

Crowdlearning (изучение толпы). В океане информации, которую размещают пользователи в Интернете, содержатся ценные для любого журналиста данные. Изучение поисковых запросов давно стало фишкой, а ньюсрумы используют эту информацию в своих материалах. Например, Google Trends позволил узнать, что жители Великобритании после Брекзита массово начали интересоваться у Google, «Что такое Евросоюз?»:). Вовремя, однако…

Цифровая хрупкость. Интернет поглощает информацию быстрее, чем журналисты успевают ее архивировать. Любой сбой в «админке» сайта может привести к потере публикации. Поэтому резервные копии важных документов становятся обязательными. Теперь не только рукописи, но и Интернет-тексты гореть не будут :).

Радикальная прозрачность. Открытость — это новая подпись автора. По мере усложнения журналистской работы (анализ данных, алгоритмы и другие непростые инструменты) редакции обязательно должны объяснять аудитории, как они пришли к своим выводам.

Новости «limited edition» – новостные продукты, выпущенные ограниченным тиражом. Временные подкасты, новостные рассылки, чатботы и SMS о погоде, крупных спортивных событиях или выборах распространяются все шире. А это интересные возможности для наращивания выручки, привлечения аудитории и, опять же, сбора данных.

От большого к малому. Хотя в целом медийные лидеры двигаются в сторону наращивания масштабов, запуск узкоспециализированных изданий все еще имеет место быть и смысла не теряет. Потому что мало какая аудитория крепче «прилипает» к контенту, чем та, что интересуется узкоспециализированными темами.

Потоки уведомлений. «Пуш-апы», еще недавно бывшие новинкой, теперь засоряют экраны блокировки наших гаджетов (бесят:(). СМИ необходимо искать способы выделиться среди инфошума, при этом не раздражая читателя назойливостью.

Проверка показателей. В отчете признают проблемы с аналитикой. Во-первых, сейчас 2018 год, а некоторые редакции все еще не дают доступ журналистам ко всем данным (почему – непонятно). С другой стороны, всплывает все больше доказательств того, что цифры различных организаций и институтов не совпадают… А это значит, что одним из основных трендов станет проверка цифр, букв и прочих показателей – тот самый фактчекинг.

Оффлайн – это новый Онлайн. Такие «монстры» как Apple и Google настроили инструменты для работы даже в тех регионах, где есть проблемы с доступом к Интернету. СМИ, которые предоставят аналогичный «автономный» опыт, угодят аудитории и заработают, соответственно, больше.

Аудио-поисковые системы. Подкасты в последние годы — ключевое средство поставки новостного контента. Исторически аудио не индексируется — искать в этом формате трудно. Но это временно: сразу несколько компаний ведут работу в этом направлении.

Как-то так. А жизнь, как говорится, покажет, какие из этих трендов окажутся долгоиграющими, а какие так и останутся в истории 2018-го года.