Словосочетание «украинский экспорт» у обывателя вызывает либо скептическую улыбку, либо подсознательные ассоциации с лесом, металлом и другими сырьевыми ресурсами. Создается впечатление, что мы продаем сырье, а покупаем готовую продукцию. Однако мало кто знает, что украинский экспорт — это еще и самые экологичные в мире ракеты-носители, разработки оборонпрома, крылатые гиганты АН-МРИЯ. И даже всемирно известный мессенджер WhatsApp – разработка украинских программистов.
Рецепт «экономического чуда» прост — экспорт высокотехнологичных продуктов. От развития этой сферы зависят и повышение интеллектуального потенциала Украины, и увеличение доходов предпринимателей и бизнеса, а значит, и всего государства. На внешнем рынке продукция высокого передела стоит больше. Ведь мебель – дороже дерева, а машины – дороже лома.
Выстроить эту модель сложнее, чем о ней написать. Зарубежные партнеры опасаются потенциальных форс-мажоров, не хватает квалифицированных кадров – некому создавать высокоинтеллектуальные технологии. Внутренний рынок только начинает «просыпаться» и выходить из застоя — по итогам 2016 года Украина занимает 113-е место в мире по уровню ВВП на душу населения с показателем 8305 долларов. Впереди нас – Египет и Грузия, а соседние Венгрия и Польша в этом марафоне вообще не оставляют нам шансов хотя бы поравняться с ними. Без экономического прорыва у нас нет будущего в этой гонке.
Что для этого необходимо? Для увеличения ВВП важен рост тяжелой промышленности (так называемой группы «А»). Здесь — бОльшие доходы, бОльшие поступления в бюджет, бОльшее влияние на макроэкономические показатели, чем, например, у легкой и пищевой промышленности. Машиностроение в этой связи может стать настоящим драйвером. Здесь – и технологии, и высокая добавленная стоимость, и потенциально ощутимые налоги в бюджет. В Украине удельный вес машиностроения составляет 11-12%, в ЕС — от 36 до 45%. Словом, есть куда стремиться.
Для роста ВВП необходимы масштабные инвестиции, в том числе и зарубежные. Но инвесторы не придут в страну, где не работают международные доноры. Нам в этом плане повезло. Еще желательны налоговые льготы и уменьшение таможенных сборов, стабильность банковской системы, эффективные антикоррупционные меры. Это «фон», на котором работают производители. К сожалению, он далеко не всегда зависит от нас. Но есть и хорошая новость – каждый прогрессивный производитель выписал свой рецепт «выживания». И у нас он также есть.
Наша компания заполняет пробел в развитии отрасли. Мы используем новое оборудование для производства, сокращаем энергозатраты клиентов, выпуская современные подстанции, комбайны, конвейеры. Сейчас для эстонской шахты мы подготовили скребковый конвейер. Европейские компании не захотели менять свой стандартный продукт, а мы предложили индивидуальное решение конкретной задачи клиента: конвейер длиннее, с четырьмя точками выгрузки. Это позволяет загружать продукцию с него не двум, как обычно, а сразу четырем машинам. Кстати, за 9 месяцев 2017 года Corum Group увеличила объем заключенных контрактов с поставкой за рубеж на 124% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года.
Мы инвестируем в развитие производства, внедряем новые технические решения. Тем же машиностроителям, которые нуждаются в инвестициях, рекомендуем кооперироваться с иностранными корпорациями. С них — технологические решения, с вас — украинский рынок и квалифицированная рабочая сила.
Этому рецепту следуют наши клиенты – шахтные объединения. Они развивают производство, а значит — покупают технику для проходки и добычи угля, гипса, руды, солей и т.д. На рынке машиностроения увеличивается спрос, следовательно – возрастает количество заказов на продукцию Corum Group.
Отправная точка – потребность клиента. Под нее мы разрабатываем индивидуальное решение. Это может быть как единичный продукт, так и комплекс оборудования, работающего в связке. Мы помогаем клиенту решить проблему еще на стадии ее возникновения, выполняя функцию эксперта и партнера, выстраиваем партнерские отношения, основанные на принципах win-win – создаем ценность для клиента, применяя лучшие мировые методики продаж. Рецепт работает. Подтверждение – портфель заказов на 2018 год практически сформирован, а загрузка заводов с начала 2017 года – более 100%.
Такую гибкую и динамичную политику мы рекомендуем украинским машиностроителям, да и всему бизнесу в целом. Дайте клиенту то, что ему нужно – и вы получите повышенную прибыль – то, что нужно вам; налоги и рост экономики – то, в чем нуждается страна.