В Украине очень активно развивается бизнес-образование. Если 10 лет назад, например, о программах MBA знали, а тем более его получали, единицы, то сейчас уровнем своего образования и развития занимаются все, кто стремится достичь успехов в карьере.
Развивается только бизнес? А за счет чего меняется огромная государственная машина?
В вечерних новостях мы часто слышим о том, что Верховна Рада проголосовала за законопроект или утвердила реформу какого-то госоргана. У общества очень завышены ожидания от этих изменений. После вступления закона в силу грядет огромная работа по трансформации, которая целиком и полностью ложится на плечи этой же госструктуры.
Например, министерство получает указ сверху: меняемся, двигаемся теперь не так как раньше, а совсем по-другому. – Вот и все указания. И госучреждению с новым названием или вектором развития, но со старой командой и проблемами, предстоит меняться своими силами. Без поддержки и экспертизы это попросту невозможно. Было бы, конечно, здорово, если бы в Украине существовало Министерство трансформаций, но пока такой структуры нет.
Тогда кто и как может помочь переменам госорганов? – Ответ очевиден! Те, у кого эта экспертиза и опыт есть, – бизнес. Страна, в том числе и госсектор, может меняться, если в процесс вовлечены все стейкхолдеры. Бизнес, если хочет развиваться, должен понимать, что поддержка госучреждений на пути к переменам – это наша зона ответственности и инвестиции в экономику, в которой мы все работаем.
В Украине есть хорошие примеры трансформаций госорганов
Принципы работы госорганов должны быть аналогичны бизнесу, ведь госучреждения – это сервисные компании, которые оказывают услуги населению. У нас уже есть хорошие примеры “клиентоориентированности”:
- сервис IGov – пока силами активистов из бизнеса, но уже упростил гору задач населению;
- единые сервисные центры обслуживания граждан – удобное решение ряда задач в 1 месте;
- “Документ” – хоть и много жалоб на очереди за паспортами, но в стенах учреждений ощущаешь себя клиентом, а не заложником бюрократической машины (поэтому с довольным лицом соглашаешься получить свой биометрический паспорт через 2 месяца);
- Нацполиция – это продукт многих улучшений и ошибок, можно много критиковать, но, согласитесь, что прошлая милиция – это прошлый век. И тут мы горды, что тоже сделали свой вклад в развитие этой новой структуры.
Что нужно для перемен?
Думаю, что самый яркий пример – Сингапур. Он показывает, что такие большие изменения в стране может сделать только лидер с большой идеей – должен быть визионер. Но для нас очевидно, что самому лидеру с этим точно не справится. Лидер – это необходимое условие, но недостаточное, ему нужна еще команда.
Именно поэтому есть много людей из бизнеса, которые пошли в политику и не смогли внедрить изменения, потому что никто из них не создал команду. Все ждут, что они придут и перед ними будут открываться двери, а потом сетуют: “Это большая махина, там все свои, поэтому у меня не получилось…” Причина неудач бизнесменов в политике – отсутствие критической массы для внедрения изменений. Каким бы сильным не был лидер и его идея, он сам не справится.
Два условия успеха государства: лидерство и команда – мы как бизнес в них сильны. Поэтому мы и делимся своим опытом с представителями госорганов.
А какая выгода для компании от развития госучреждений?
Академия ДТЭК – это в первую очередь корпоративный университет для 70 000 сотрудников, но несколько лет назад мы стали делиться своими знаниями с внешним рынком, так как ряд сложностей одинаково актуален для всех бизнесов в Украине: HR, менеджмент, безопасность и энергоэффективность на предприятиях.
Но, когда мы вышли на рынок, начали оценивать уровень компетенций в этих направлениях, то увидели, что больше всех страдают госорганы.
Будем честными, не только альтруизм руководил нами при подписании первых меморандумов о сотрудничестве с госорганами, мы очень гордились, что нам доверяют такие важные структуры и даже позволяли себе немного хвастаться этим.
Еще эта поддержка государства полностью отвечает нашей философии. В момент создания Академии один из журналистов задал генеральному директору ДТЭК вопрос: “А вот вы себе обучите людей, вложите в них деньги, а они уйдут. Что вы с этим планируете делать?”
Гендиректор дал простой ответ, который и тогда, и сейчас отображает философию создания корпоративного университета:
“Мы, конечно же, хотим, чтоб эти люди остались работать у нас после обучения. Нам бы очень не хотелось, но мы тоже будем рады, ведь не можем никого приковать золотыми цепями к компании, если они останутся работать в Украине и уйдут работать в другие компании.
Нам будет очень обидно, если эти люди уедут заграницу, посчитают, что в нашей стране им нет применения и тд.
Мы все равно будем развивать наших сотрудников, независимо от любого из этих 3 исходов, стараясь оставить людей в компании или в Украине.”
Это некий социальный вклад компании, так как люди, которые у нас или в другой компании, работают в Украине, платят здесь налоги.
Наш проект работы с госорганами – это продолжение вот этой философии. Почему бы нам не поделиться с коллегами из госорганов тем, что мы знаем и умеем делать лучше всего.
Давайте мыслить логично: чем сильнее будут развиты менеджеры, тем сильнее будет развита компания/госучреждение, соответственно и бизнес в Украине, чем сильнее бизнес внутри, тем более он конкурентен на глобальных рынках и в других странах. Чем сильнее бизнес = тем сильнее страна. Сильная конкуренция – лучше качество + выигрыш для клиента и рынка в целом.
С какими госучреждениями вы сотрудничаете?
Сегодня мы сотрудничаем с:
- Национальным банком Украины;
- Укрпоштой;
- Министерством финансов Украины;
- Министерством энергетики и угольной промышленности Украины;
- Министерством инфраструктуры Украины;
- 11 вузами и еще целым рядом учреждений.
Какой экспертизой нужно делиться?
Главное правило – обучать тому, в чем вы на самом деле сильны! Это для тех, кто тоже захочет приобщиться к развитию госорганов. Только проверенные навыки!
О нашем опыте: когда мы заключаем новое партнерство, то обязательно помогаем разобраться госоргану, с чего стоит начать развитие своих сотрудников:
- Кому-то в первую очередь нужно развивать функцию менеджмента;
- Другие госпредприятия нужно готовить к переменам и трансформациям;
- Некоторым нужно прокачать командообразование;
- А у кого-то острая потребность в стратегической сессии и планировании.
Это не значит, что мы берем всех сотрудников и обучаем этим навыкам. Мы обучаем небольшие группы, которые потом приносят эти скилы в свою команду и делятся ими.
Вузы: 11 университетов-партнеров и 9 лет работы
Тут мы буквально “собаку съели”. Идея очень простая – максимально приблизить ту теорию, которую дают в вузах к той практике, которая есть на предприятиях. И речь не только о студентах, но и о преподавателях, потому что далеко не все были на реальных предприятиях и видели реальное оборудование, или были там еще в свои студенческие годы.
И при такой ситуации оторванности вузов от практики наши вузы не проявляли инициативы. Мы начали сотрудничество с университетами еще в 2009 году. Я часто задавал вопрос: а кто вам раньше мешал к нам обратиться и попроситься приехать на предприятие? Мы сами первые начали выходить на вузы. Они преимущественно, если обращались, то в основном за финансовой поддержкой. А с идеями с точки зрения развития обращались очень редко.
Сейчас эта картинка поменялась: реформы Минобразования (оптимизация, сокращение финансирования и др.) заставили их зашевелиться. Раньше они не беспокоились о том, сколько лет им еще работать, ведь государство давало деньги. Сейчас им нужно себя отстаивать перед министерством, отвоевывать бюджеты. Министерство будет оставлять лучших и финансировать только лучших. Такой подход их взбудоражил. Мне стали часто писать в социальных сетях. Я стал видеть представителей вузов на разных конференциях. И это очень хорошая тенденция. Да и сами студенты инициируют сотрудничество, организовываются и приобщают преподавателей.
Что это дает Академии и госорганам?
Можно принять позицию жалоб: на власть, законы, бедность… А можно брать и менять. Мы за второй вариант!
Смысл привозить инновации из США или Европы (у нас много партнеров) и консервировать их внутри компании, они никогда не заработают, если мы не будем создавать среду, развивая страну. Поэтому и выбрали такую проактивную позицию.
Звучит, конечно, слишком масштабно.
Для госучреждений партнерство с Академией – это возможность обойти целый ряд граблей, сэкономив время, деньги, человеческие ресурсы.
Мы очень радуемся, когда с подобными инициативами выступают представители других бизнесов. Думаю, что через пару лет подобных активистов будет много и мы станем сильной опорой для развития госсектора.
А пока с радостью отвечу на ваши вопросы об опыте опыте партнерства с госсектором. Пишите мне в Facebook.