Прошло немногим более года с момента принятия решения начать перевод корпоративного автопарка на электромобили. И мы уже делаем убедительный вывод — мы были правы, когда решили, что электрическая тяга — это уже не только и не столько об имидже компании, а о ее выгоде. Всего за 9 месяцев этого года только на топливе 7 наших электромобилей сэкономили нам 86% эквивалентных затрат. Этим и другими результатами спешу поделиться.
Мы были первыми в Украине, кто купил Hyundai Ioniq. Физически первый электромобиль попал к нам в октябре 2017 г. С начала 2018 г. функции разъездного транспорта – корпоративного такси – для сотрудников ДТЭК выполняли уже пять электромобилей, а в апреле их стало уже семь. За этот период их пробег составил 62,5 тыс. км, а каждый электромобиль проезжал от 50 до 200 км в сутки. Этот пробег соответствует запасу ходу данной модели.
Для собственных нужд мы установили 4 зарядные станции переменного тока мощностью до 22 кВт на своих объектах в Киеве. Учитывая, что бортовой инвертор Hyundai Ioniq способен заряжаться от переменного тока на мощности 6,6 кВт, полная зарядка занимает около 4,5 часов, что более чем достаточно при зарядке ночью или ожидании между заказами днем.
В случае необходимости быстро зарядиться корпоративные электромобили получили возможность заряжаться на нашей сети фастчарджеров STRUM (50 кВт), которая заработала в Киеве с 1 июня. Двадцатиминутная зарядка на одной из наших станций пополняет батарею до 80% емкости и позволяет электромобилю проехать до 180 км.
За первые 9 месяцев работы электромобилей мы не потратили ни одной гривны на их ремонты или техническое обслуживание. Единственная скромная инвестиция была направлена на брендирование двух автомобилей. В этом мы призываем коллег проявлять креативность. Веселые надписи на наших авто – «А-95? Ні, не чув!» привлекают большое внимание, подталкивают прохожих задавать вопросы нашим водителям, и стали настоящим передвижным фотоволлом для киевлян.
Прямая экономия
Что касается электроэнергии, то наши электромобили за это время потребили 13 МВт–ч, что обошлось нам на 177 тыс. грн дешевле, чем сопоставимые расходы на топливо для аналогичных по классу бензиновых автомобилей. И здесь стоит сказать об экологии, ведь наши скромные 9 месяцев эксплуатации электромобилей позволили избежать сжигания 7,3 тысяч литров бензина, что равнозначно сокращению выбросов на 11,7 тонны в СО2-эквиваленте. С расширением автопарка уже в следующем году мы планируем избежать до 78 тонн вредных выбросов (в эквиваленте тонн СО2).
Часто приходится слышать, что экологичность электромобилей «не совсем экологична». Однако, опираясь на простые расчеты, можно узнать, сколько всего украинские электромобилисты не допустили выбросов. Так, уже зарегистрированные в Украине 8 267 электромобилей (без гибридов и PHEV), при условии суточного пробега в 50 км, в год позволяют сократить выбросы на 22 тыс. тонн эквивалента СО2 по сравнению с обычными легковыми автомобилями с ДВС. Более трех гектаров леса необходимо для переработки такого объема выбросов за год.
Мы только начали
Мы приняли для себя за основу: компания стремится к полному переводу автопарка на электромобили. Уже в этом году мы ожидаем появление первых электрокаров на предприятиях ДТЭК в регионах. Кроме того, уже по собственной инициативе, одна из наших крупных компаний намерена максимально перейти на электромобили, в перспективе даже перевести на электротягу автотранспорт технического назначения. Об этом более подробно мы планируем сообщить уже в скором времени, но уже сейчас однозначно можно говорить о том, что развитие бизнеса ДТЭК неразрывно связано с электромобилизацией нашего транспорта. Это касается не только легковых электромобилей, – в настоящее время мы также изучаем возможность перевода автобусного парка наших производственных предприятий на электробусы, но, к сожалению, пока предложений не очень много.
Дополнительные плюсы
По прошествии почти года с момента появления первого EV в компании, я убежден, что электромобили – это необходимость для корпоративного сегмента и с финансовой, и экологической, и имиджевой точки зрения. И даже это еще не все. На практике, электромобиль продолжает генерировать большое количество внимания сотрудников. Сам факт использования таких автомобилей в компании вызывает большой интерес и обсуждения. Первые месяцы сотрудники ДТЭК буквально требовали предоставить для поездки именно электрокар. В этот период мы поняли, что лучшим продавцом идеи электромобилизации становится ваш корпоративный водитель и он должен быть готов отвечать на сотни вопросов.
Стремительное развитие рынка электротранспорта мы видим не только в официальной статистике, но и видим собственными глазами каждый день. Добираясь в офис, я взял себе за привычку считать, сколько электромобилей мне встретится по пути, и их число постоянно растет. Бывали случаи, когда я насчитывал более 10 электромобилей. Рост спроса мы фиксируем ежемесячно и на зарядку на наших станциях STRUM.
На мой взгляд, главным двигателем развития рынка является бизнес-сегмент. В Киеве можно встретить корпоративные электромобили не только ДТЭК, но и Укрпошты, Укрэнерго, Национальной полиции, Procredit bank. Вскоре электротранспорт испытают сотрудники Нацбанка и Верховной Рады. Более 300 электромобилей уже сегодня входят в программу партнерства UBERDRIVE. «Окси-такси» – лидер сегмента электротакси. Этот вклад бизнеса определяет развитие рынка, стимулирует развитие инфраструктуры, меняет представление об электромобилях у страны. Ведь переход на электромобили тех, кто занимается бизнесом и умеет считать свои расходы, свидетельствует о рациональности решения, а не прихоти или дани технологической моде.