Я довольно часто выступаю. И все равно я не могу быть спикером на всех площадках, на которые меня зовут. Мне приходится выбирать, куда идти, а кому, к сожалению, отказывать. Есть три основных причины, по которым я говорю – да.

Первая причина – я выступаю там, где есть четкий запрос на публичную позицию SCM и бизнеса в целом. Другими словами, где я – спикер SCM. Здесь, как правило, меня знают, и я не столько знакомлю аудиторию с SCM, сколько отвечаю на конкретные вопросы.

Вторая причина – я выступаю там, где есть наша целевая аудитория. Здесь, как правило, я создаю базовое знание об SCM и ценностях компании.

И третья – я участвую в обсуждении тем, которые, с моей точки зрения, важны для управления репутацией SCM. Иначе говоря, где формируется важная для SCM повестка и наше мнение должно быть учтено.

Есть еще одна причина – часто просят делиться профессиональным опытом. Таких запросов очень много – видимо, люди хотят получать в сконцентрированном виде чужой опыт. Но это несколько другой тип публичных выступлений.

Для меня очень важно понимать, кто аудитория, перед которой мне предстоит выступать, какие у нее ожидания и что «болит». А также кто из спикеров и с какими смыслами уже выступает. После этого я определяю тему выступления. Она обязательно должна быть интересна мне, и одновременно – аудитории. По опыту знаю: когда тема драйвит спикера, аудитория получит порцию адреналина, а не снотворного.

Определившись с темой, я ищу правильный для аудитории формат (спич, презентация, интерактивный режим). После этого я набрасываю базовую структуру, определяю драматургию выступления. Затем готовлю, как правило, очень короткую презентацию: в ней минимум текста, иногда нет даже картинок, в основном это какие-то опорные слова, смыслы. Я никогда не пишу спичи и тексты, которые дублируют мое выступление. В среднем на подготовку к 20-ти минутному выступлению у меня уходит от 2 до 4 часов.

Перед каждым выступлением я прошу аудиторию не стесняться говорить, если что-то из рассказываемого им покажется сложным или непонятным. Хороший спикер обязательно должен уметь отойти от заранее прописанного сценария, если что-то пошло не так. Но это приходит только с опытом.

В ходе выступления я всегда взаимодействую с аудиторией (стараюсь использовать правило 7-ми минут – каждые 7 минут передать пас в зал и вернуть его себе). В конце (если это сольное выступление, а не панельная дискуссия) я всегда оставляю 5-7 минут на вопросы ответы. И иногда именно эта часть становится самой полезной частью выступления.