8 миллиардов гривен. Столько налогов в 2015 и 2016 годах заплатил основной газодобывающий актив ДТЭК Нефтегаз – ЧАО «Нефтегаздобыча». За последние 2 года наши отчисления увеличились кратно, и это обеспечило нам устойчивое место в топ-15 крупнейших налогоплательщиков Украины.

Безусловно, свою роль сыграл рост цены на газ в гривне и временное повышение рентных платежей. Но главным фактором стало то, что вопреки сложнейшей ситуации в отрасли, мы сумели в 3,2 раза увеличить добычу природного газа. Соответственно, вырос объем реализации и база налогообложения.

Как нам это удалось? Благодаря сочетанию многих факторов: огромные инвестиции, новые технологии и оборудование, квалифицированные специалисты, которые присоединились к нашей команде. Было сложно, но результат налицо – и для компании, и для страны.

Это показательный пример, какой потенциал имеет газодобыча. И как она может стать инструментом не только для достижения энергонезависимости Украины, но и для наполнения ее бюджета. Не говоря уже о миллиардных инвестициях в экономику, тысячах рабочих мест, развитии смежных отраслей.

Понимание этого появляется на всех уровнях. На смену недальновидным попыткам «сегодня на завтра» увеличить поступления в госбюджет от добычи газа приходит желание разбираться в насущных проблемах отрасли. Создавать возможности для ее устойчивого развития и получения долгосрочного экономического эффекта.

Теперь важно конвертировать их в конкретные изменения. Первое – это апгрейд законодательства в соответствии с современными реалиями и вызовами. Второе – формирование благоприятного климата для притока инвестиций в отрасль с учетом имеющихся сегодня внутренних и внешних ограничителей.

Нормативная база должна стать максимально лояльной к инвесторам. Если компания приходит с деньгами, ей нужно дать возможность беспрепятственно сделать свои вложения. Говоря языком корпоративного сектора, Украина должна стать клиентоориентированной. И от этого выиграют обе стороны.

Прежде всего, необходимо создать прозрачные, равные для всех компаний возможности получения спецразрешений на разведку и добычу углеводородов. Цивилизованный путь – выдавать их исключительно на открытых аукционах. Все иные способы нужно оставить в прошлом, как несущие высокие риски.

Нужно кардинально сократить количество и сроки разрешительных процедур. Например, сейчас получить документы на землю под бурение скважины можно в лучшем случае за год. Тогда как горизонты планирования работы компаний становятся все короче и короче.

Правила игры должны стать едиными и незыблемыми. Отрасль не будет развиваться, если вложения в нее будут сродни покупке лотерее. Когда даже имея штат первоклассных аналитиков сложно прогнозировать результат проекта, потому что уже завтра могут быть приняты новые, неожиданные законы и постановления.

Яркий пример – введение платы за бронирование мощностей газотранспортной системы, которую неожиданно решили ввести с 1 апреля. Этот тариф выше среднеевропейского в разы. И только для нашей компании он будет стоить минус две глубокие скважины, которые могли бы быть пробурены уже в этом году.

В своей инвестиционной политике Украина должна стать более гибкой и мобильной. Нужно научиться более чутко реагировать на внешнюю и внутреннюю конъюнктуру рынка. Ведь в сегодняшнем мире наша страна конкурирует за инвесторов, а не инвесторы за возможность инвестировать в нее.

Особо остро этот вопрос стоит в контексте общемирового снижения цены на газ. Когда она достигала $400 за тысячу кубометров, инвесторы мирились с частью и экономических, и политических рисков. С резким падением стоимости газа так рисковать уже никто не готов.

Государство должно создавать компенсаторы. Сегодня игроки рынка выступают за пересмотр системы налогообложения газодобычи. И это может быть одним из адекватных ответов сложившейся ситуации, который позволит в долгосрочной перспективе и сохранить рост добычи, и эффект для бюджета и экономики страны.

Украина заслуживает на свою success story, и газодобыча способна стать ее важной составляющей.