У украинских компаний есть шанс пережить четвертую промышленную революцию, но далеко не все смогут этим шансом воспользоваться.

Для меня лично – это мета-вывод панели, которую 18 октября я модерировала на пятом, юбилейном Киевском международном экономическом форуме.

Панель о трансформации корпораций на самом деле получилась крутой. Мы говорили, смогут ли украинские компании трансформироваться, пережить четвертую промышленную революцию и что для этого нужно? Практически весь мир был в этой панели: Сингапур, США, Португалия, Британия, Украина.

К нам прилетел великолепный спикер из Сингапура Бидьют Думра, директор департамента инноваций DBS Innovation Group. У нас был седовласый профессор MTI Лорен Грэхем, всемирно признанный историк науки. Эрик Винберг, вице-президент по стратегическому планированию компании Tetra Pak, прилетевший из Португалии. Милан Лакхани, директор по развитию бизнеса и стратегий Konica Minolta, впервые посетивший Киев. Украину в дискуссионной панели представлял CEO ДТЭК Сети Иван Гелюх.

Да, в панели не было тех, чьи компании не пережили этап изменений и исчезли с экономической карты мира. Поэтому тезисы – это тезисы выживших, успешных, изменившихся. И они – о том, что измениться можно. Хотя успеют не все.

Итак:

1.Трансформация – это уже не выбор, а жизненная необходимость.

2. Меняться должны не только корпорации, но и города, страны.

3. Не все изменения – это инновации. Все изменения можно разделить на три большие группы:

  • изменения, нацеленные на повышение операционной эффективности;
  • digital-трансформация: это автоматизация учета, использование Big Data в сельском хозяйстве (например, дроны для авиасъемки, чтобы следить за состоянием полей). Это позволяет получать другой объём данных, который помогает принимать решения другой глубины и с другой скоростью;
  • это настоящие инновации, когда новая модель стирает с лица земли предыдущую.

4. Не все изобретения – инновации. Инновации – это изобретения, которые стали коммерчески успешными.

5 .Инновации – это молоко, которое даёт корова под названием «среда». Мы хотим молоко без коровы, но так не бывает. Не нужно заниматься инновациями, нужно создавать среду, в которой они неизбежны (гражданское общество, защита интеллектуальной собственности, предпринимательское мышление).

6. Изменения происходят безостановочно и для всех. Даже самая инновационная технология не имеет ни малейшего шанса сколько-то почивать на лаврах и чувствовать себя в безопасности. Меняться нужно всем.

7. Ключевой фактор успеха в трансформации компании – это не наличие идеи и даже не наличие денег. Это:

  • внутренняя культура, позволяющая меняться;
  • корпоративное управление наивысшего качества и сильное лидерство;
  • четкое видение будущего, направления движения

8. Изменение культуры – это всегда больно. Но эта боль – это боль рождения Нового и она быстро забывается, когда новая культура прорастает.

9. Есть три основных способа изменения консервативной культуры на инновационную:

  • менять культуру изнутри сразу во всей компании;
  • параллельно с существующей командой создавать подразделение с предпринимательским духом и культурой, которое будет создавать будущее;
  • приобрести компанию с инновационной культурой и очень аккуратно (ювелирно) провести интеграцию

10. Будущее уже здесь, просто оно неравномерно распределено.

Все спикеры как один говорили о том, что Украина – это страна с огромным потенциалом для создания нового, но мы пока не умеем трансформировать изобретения в коммерчески успешные инновации. Инновационными мы станем, если поменяем культуру не только на уровне компаний, но и на уровне городов и всей страны.

А еще мне очень запомнились слова Бидьюта Думры из DBS: сначала найдите инноваторов, а потом беритесь за инновации. По-другому не работает.

В общем, изменяйтесь, господа. Здесь и сейчас.