Недавно мир облетела новость о смерти самой богатой женщины мира Лилиан Бетанкур. Это имя мало о чем говорит украинцам. А вот бизнес ее семьи – косметическую империю L’Oreal – знают во всем мире. Основан он был ее отцом в 1909-м, а сегодня обеспечивает работой более 80 тысяч человек.
L’Oreal и Volkswagen, Nike и Facebook, Hilton и Samsung, а также сотни других компаний созданы и управляются семьями. И передаются по наследству. Семейный бизнес – одна из примет Европы. Любой человек, побывавший в Италии, вспомнит не только архитектуру, но и милые ресторанчики, где туристов обслуживает несколько поколений одной семьи.
Семейный бизнес – знак стабильности общества. Но и ему приходится подстраиваться под происходящие во всем мире изменения – глобализацию и цифровую трансформацию. А значит – искать свой путь, как сохранить баланс между семейными традициями и новыми веяниями. Это прекрасно видно в исследовании Family Business, который регулярно проводит PwC. Еще два года назад такие предприниматели называли главным вызовом – приобретение новых знаний. Сегодня – это создание стратегии развития на 10-15 лет вперед.
В Украине, стремящейся стать частью Европы, бизнес-династий пока немного. Да и проблемы их волнуют другие. И дело не только в том, что первые ростки бизнеса появились в нашей стране чуть более 20 лет назад. Многие украинские предприниматели не думают о «бизнесе на века», а скорее сосредоточены на получении прибыли здесь и сейчас. В том числе – за счет «оптимизации» налогов.
Но, пожалуй, есть еще одна более серьезная проблема. Ментальная. Сложно планировать долгосрочный бизнес в Украине, где не сформировалось уважение к частной собственности. И ее неприкосновенность далеко не очевидна. Поколения людей, выросших в обществе «всеобщего равенства», спокойно относятся к переделу имущества после очередного политического потрясения. И работа бизнеса в тени – практика, на которую украинцы спокойно закрывает глаза. Вряд ли такое дело переживет испытание временем.
Касается ли эта проблема только тех, кто мечтает создать свое дело? Нет. В страну, где государство не гарантирует неприкосновенность частной собственности, не придут серьезные иностранные инвесторы. А если и придут, заложат в цену своего товара доплату за возможные риски. В такой стране не будут создаваться новые рабочие места. И не будет развиваться средний и малый бизнес, на котором держится столь милая нашему сердцу Европа.
Поэтому, какой смысл мы будем вкладывать с слова «бизнес семьи» – выбирать всем нам.
Колонка Екатерины Браги для segodnya.ua