Академия ДТЭК с весны 2018 года проводит серию тренингов для энергетиков крупных украинских компаний, чтобы участники рынка вместе с экспертами ДТЭК подготовились к энергореформе.

В этот раз мы решили взять интервью у одного из спикеров тренинга, Оксаны Ананченко, руководителя департамента по коммерческой деятельности ДТЭК ЭСКО.

Оксана рассказала нам об энергосервисных компаниях, их услугах и возможностях для предприятий и государственных учреждений.

Оксана, расскажите, что такое энергосервис?

Энергосервис – это инструмент финансирования и выполнения комплексных энергоэффективных и энергосберегающих мероприятий «под ключ». По сути, это способ модернизировать предприятие или здание за счет инвестора – энергосервисной компании (ЭСКО). Причем с гарантией достижения экономии энергоресурсов и средств. Для Украины это новая услуга, хотя во всем мире уже давно активно развивается.

Есть основное отличие между энергосервисом и выполнением энергоэффективных мероприятий самостоятельно.

Как это происходит своими силами?

Владелец здания или предприятия должен сам определить бюджет, его эффективность, выделить средства и дальше произвести закупку товаров и услуг для модернизации. А главное, он полностью несет ответственность за результаты проекта, его эффект и дальнейшее обслуживание после модернизации. Если новое оборудование «не приживется», то владелец теряет деньги.

Как происходит выполнение проекта при энергосервисе?

Когда услугу заказывают у ЭСКО, то все риски заказчик перекладывает на исполнителя. В данной ситуации энергосервисная компания выступает как инвестор, разработчик проекта, поставщик оборудования, выполняет работы «под ключ» и вводит оборудование в эксплуатацию, гарантируя экономию. И только после того, как объект введен и начинается экономия энергоресурсов, заказчик осуществляет выплаты в пользу ЭСКО. При этом ЭСКО-инвестор обеспечивает сервисное обслуживание и исправную работу нового оборудования, следит за экономией.

Как долго продолжается проект энергосервиса для 1 компании?

Энергосервисные контракты – долгосрочные (5-6 лет). На самом деле – это период тесного партнерства между энергосервисной компанией и персоналом заказчика. Обе стороны должны быть заинтересованы в получении эффекта. Поэтому энергосервисная компания в рамках своего договора обучает персонал заказчика, проводит инструктаж, дает основы энергоменеджмента, а это продолжительный процесс.

Какие риски для заказчика, если он отдает функцию энергосервиса профильной компании?

Риски заказчика минимальны, в начале проекта он расходует только временной ресурс. В первую очередь клиент готовит данные об уровне потребления.

Да, приходится собирать статистику, плотно взаимодействовать с представителями энергосервисных компаний, которые проводят экспресс-обследование объектов. Зачем? Потому что ЭСКО должна как инвестор быть уверена во вложении своих денег. В данной ситуации заказчик может рисковать только тем, что выбрал непрофессионала, компанию, которая не рассчитала свои силы и не сможет работать на этом рынке долгосрочно. Но такой риск покрывается тем, что если нет экономии для клиента, то ЭСКО не возвращает свои инвестиции. Все улучшения просто остаются заказчику.

А кто сейчас есть на рынке?

Сейчас на рынок приходят строительные компании, небольшие энергосервисные компании, которые занимались энергоаудитом, технико-экономическим обоснованием, выполняли проекты (например, установку индивидуальных тепловых пунктов, работали с производственным оборудованием). Появление новых игроков очень хорошо влияет на нашу экономику, для которой важно выйти из стагнации. Такие компании обеспечивают больше рабочих мест + позволяют другим компаниям быть более эффективными.

Вы говорили, что все риски несет ЭСКО, какие это риски?

Прежде всего это бизнес-риски, ведь энергосервисная компания вкладывает свои инвестиции и хочет заработать. Это не альтруистические или грантовые проекты, это бизнес для получения прибыли. Всегда есть риск, что неправильно посчитали и не вернули инвестиции, компания-заказчик может перестать платить или остановится производство, сменится собственник. Очень важно учесть все эти нюансы при заключении договора, чтобы обе стороны себя защитили. Кроме того, есть технические риски: ЭСКО просчиталась и применила то техническое решение, которое не дает ожидаемого результата, поэтому она будет заинтересована дооснастить, заменить за свой счет оборудование, чтобы не потерять деньги.

И, конечно, финансовые риски: колебание валюты, инфляция, которую мы не спрогнозировали или, например, поменялась конъюнктура рынка.

Результат: заказчику выгодно работать с энергосервисной компанией.

Как работает энергосервис?

Мне очень часто наши клиенты говорят: “Идея отличная, а что дальше?”

Есть 3 основных этапа:

  • Подготовительный;
  • Заключение энергосервисного договора;
  • Энергосервис.

Подготовительный этап: он достаточно щепетильный для обеих сторон. Идет тщательное обследование объекта. Мы отбираем потенциальный объект, просим заказчика заполнить формы, оцениваем уровень возможной экономии, согласовываем с заказчиком методы определения и фиксации экономии. На подготовительном этапе так же определяется базовая линия – это объем потребления энергоресурсов (электроэнергии, тепла, холода, газа, угля, воды) до внедрения энергоэффективного проекта. После ввода объекта в эксплуатацию фиксируется фактическое состояние потребления. И вот эта разница между базовым и фактическим потреблением после модернизации – это те деньги, за счет которых оплачивается энергосервис. И при этом часть сэкономленных средств сразу же остается у заказчика. После завершения энергосервисного договора все новое оборудование и 100% экономии остаются заказчику.

Подписание энергосервисного контракта. Это тоже непростой путь, потому что это контракт – сложный, он имеет и математические формулы, и формулы перерасчетов, то есть фиксируются все основные условия.

После того, как подписали контракт, мы как компания, начинаем работу над проектом. Дальше это наша зона ответственности, проект, его согласование с заказчиком, закупка оборудования, его поставка, выполнение работ на объекте и ввод в эксплуатацию.

Этап энергосервиса. Это самый интересный этап для всех. Для ЭСКО важен результат, какой процент экономии достигнут, совпали ли прогнозы с реальностью? Каким образом происходит работа с представителями заказчика на этапе энергосервиса. Энергосервисная компания каждый календарный месяц готовит отчет о достигнутой экономии, согласовывает его с представителем заказчика, и после этого заказчик выполняет оплату на ежемесячной основе.

Если что-то меняется после подписания контракта, как вы поступаете?

Часто подобные вопросы звучат от бюджетного сектора: “Вы вот нам сейчас сделаете модернизацию системы отопления, и мы установим с вами 40% экономии на 5-6 лет, а через 2 года мы найдем деньги и выполним утепление стен или крыши. Естественно процент экономии будет выше, но это же не ваша заслуга?”

В такой ситуации мы по соглашению сторон делаем дополнительное соглашение к договору, где обновляем процент экономии. С другой стороны, особенность энергосервисного контракта в том, что цена его фиксируется в гривне и не изменяется на протяжении действия договора.

Есть также срок окончания, если экономия будет больше, то заказчику может быть выгодно раньше рассчитаться с ЭСКО, раньше получить оборудование себе на баланс в собственность, после чего получать полностью всю экономию себе. Мы весьма гибкая и клиентоориентированная компания, поэтому идем навстречу клиенту в этой инициативе.

Что можно модернизировать, чтобы начать экономить на энергопотреблении?

За 2 года мы накопили большой опыт реализованных проектов, поэтому мы всегда рекомендуем клиенту те мероприятия, которые дадут хороший эффект с точки зрения энергосервиса. Например, утепление стен имеет срок окупаемости 12-15 лет, поэтому в энергосервисный механизм такая услуга не попадает. Зато есть целый ряд услуг, которые мы используем в работе с нашими клиентами:

  • Модернизация систем электроосвещения как внешняя, так и внутренняя;
  • Модернизация компрессорного оборудования;
  • Модернизация насосов;
  • Модернизация конвейеров;
  • Замена электродвигателей;
  • Установка частотных приводов;
  • Модернизация систем отопления в зданиях (установка ИТП, автоматики, балансировка стояков);
  • Модернизация котельных;
  • Модернизация систем вентиляции, кондиционирования и охлаждения и др.

Вы занимаетесь только комплексными энергосервисными проектами?

Нет, не только! Мы продаем услуги энергоаудита и обучения. У нас за последние пару месяцев было несколько выездных тренингов для представителей ОСББ, для инициативных групп объединенных территориальных громад, малого и среднего бизнеса в Житомире и Энергодаре. Мы делимся своими знаниями, потому что люди должны понимать, где высокие уровни потребления, могли самостоятельно проводить экспресс-энергоаудит своих зданий и планировать мероприятия по повышению энергоэффективности.

Кроме того, ДТЭК ЭСКО предлагает розничным клиентам наборы энергоэффективных товаров и услуг Розумний WATT. Они позволяют сэкономить до 50% семейных расходов на электроэнергии в квартире или частном доме. Чаще всего люди не задумываются о каких-то возможностях, которые позволяют без больших капиталовложений сделать собственное жилье более энергоэффективным, повысить комфорт дома и платить меньше.

Наши наборы позволяют «под ключ» установить двухзонный счетчик электроэнергии, чтобы платить в два раза меньше за электроэнергию с 23:00 до 07:00, заменить LED-лампы, которые до 8 раз экономичнее ламп накаливания, использовать «умные» розетки с таймерами для автоматического включения и отключения электроприборов (бойлеров, кондиционеров, электрообогревателей, стиральных и посудомоечных машин). Людям сложно разобраться в обилии энергосберегающих товаров, поэтому мы сделали оптимальные по соотношению цена/качество комбинации наборов.

Каких максимальных результатов вы достигали при помощи энергосервиса?

С точки зрения объемов экономии – это проект на Центральном ГОКе Группы Метинвест. Год назад там мы установили 12 преобразователей частоты на насосное оборудование, что дало 51% экономии электроэнергии. За год это позволило сэкономить нашему клиенту 5,5 млн грн. расходов на электроэнергию.

С точки зрения процентов экономии, рекорд был достигнут при модернизации освещения на Добропольской ЦОФ – 90% экономии благодаря модернизации системы освещения, которая включала установку LED-светильников, замену кабельных линий и щитовых. Кроме того, были повышены комфорт для сотрудников, благодаря лучшей освещенности рабочих мест, улучшена промышленная безопасность. Выполняя энергосервис, мы придерживались всех норм и требований для угольного предприятия, установили специальные пожаро-, пыле- и влагозащищенные светильники. Недавно мы подвели итоги работы этого проекта за 12 месяцев – клиент сэкономил 2 млн грн. расходов на электроэнергию, не вкладывая собственных средств.

Сколько всего проектов вы уже выполнили?

ДТЭК ЭСКО – относительно молодая компания. За 2 года работы мы выполнили более 20 крупных энергосервисных проектов на горно-обогатительных, угольных предприятиях, электростанциях, а также в зданиях бюджетной сферы (детских садиках). По разным проектам мы достигали экономии от 30 до 90% энергоресурсов. Мы посчитали, что 1 млн грн. наших инвестиций в среднем принесет нашим клиентам в течение последующих 10 лет порядка 8 млн грн. экономии.

Оксана познакомила нас с новой услугой на рынке энергетики. Надеемся, наше интервью было полезным для вас. Если остались вопросы – пишите нам в Facebook или на страницу ДТЕК ЕСКО, мы оперативно ответим!