11 ноября я выступала в Киеве на 10Х Саммите для предпринимателей. В переполненном зале рассказывала об одной из своих любимых тем – как управлять сообществами (презентация – здесь). Поскольку передо мной были люди дела, заточенные на конкретный результат, я предложила им очень прикладной инструмент. Речь идет о 20 основных метриках сообществ из лучшей книги по этой теме – «Социальная архитектура» авторства бельгийского программиста Питера Хинченса.
К сожалению, Хинченса уже нет в живых – в 2016 году он умер от рака легких, выбрав эвтаназию. Его биография интересна и я настоятельно рекомендую с ней ознакомиться. Собственно, на основе своей работы по созданию и управлению сообществами Хинченс и предложил чек-лист.
Чек-лист для любого сообщества:
- Четкая миссия – заявленная причина существования группы
- Свободное участие – насколько легко люди могут присоединиться к группе
- Прозрачность – насколько открыто и публично принимаются решения
- Бесплатные участники – сколько можно платить людям за участие
- Ремиксабельность – насколько свободно участники могут использовать работу друг друга
- Четкость протокола – насколько хорошо прописаны правила
- Компетентность власти – насколько хорошо следят за соблюдением правил
- Нон-трайбализм – насколько далеко распространяются права группы над участниками
- Самоорганизация – насколько свободно могут участники определять свои задачи
- Толерантность – как группа разбирается с конфликтами
- Измеримый успех – как хорошо группа может отслеживать свой прогресс
- Лучшие результаты – как группа вознаграждает своих участников
- Децентрализация – насколько широко распределены участники группы
- Свободная рабочая среда – насколько легко создавать новые проекты
- Стандартная структура – насколько общая структура стабильна и предсказуема
- Плавность обучения – насколько легко начать и продолжить учиться
- Позитивность – насколько группа движима позитивными целями
- Чувство юмора – насколько серьезно группа себя воспринимает
- Минимализм – сколько лишней работы делает группа
- Разумное финансирование – как группа борется за выживание в экономическом плане
«Социальную архитектуру» хорошо дополнит еще одна книга – «The Art of Community: Building the New Age of Participation» британского писателя и программиста Джоно Бейкона.
Участникам 10Х Саммита я предложила выполнить домашнее задание – построить дорожную карту для того сообщества, которым они управляют или планируют создать. Попробуйте и вы.
Первое: сформулируйте цели сообщества на 6, 18 и 36 месяцев.
Второе: распишите цели для каждого из сегментов на те же периоды. Сегменты: гости, ученики, новички, «приходящие», лидеры, «бывалые» и эксперты.
Третье: какие ресурсы вам понадобятся на полгода, полтора года и три года? Типы ресурсов: технологии, команда, процессы, отношения, финансы, другое.
И еще совет от меня: если решили создать сообщество – запускайте пилот, не шлифуйте бесконечно «форму» до идеала. Все равно жизнь внесет свои коррективы. Ваша задача быстро на них реагировать и все время управлять сообществом.