Подготовка к матчу уровня Украина-Хорватия начинается примерно за месяц.

«Тяжелый матч, погодные условия были ужасными. Нужно обыгрывать Хорватию, для нас это будет очередной финал», — сказал Андрей Шевченко после победы над Косово. На подготовку к решающему матчу отборочного турнира к чемпионату мира у главного тренера сборной Украины оставалось два дня. А для того, чтобы организовать трансляцию этого поединка, понадобился целый месяц подготовки.

Подготовка

Вначале ведется переписка с УЕФА. Обсуждаются количество камер, их позиции и съемочные планы. Для каждого матча существует определенный райдер, учитывающий престижность турнира и на какой стадии соревнований проводится игра. Например, матч группового этапа Лиги чемпионов снимают 18 камер, а полуфинал – 32.

Чем больше камер, тем лучше. Можно получить больше интересных кадров и максимально разнообразить трансляцию. Но многое зависит и от главного режиссера:на сколько он умеет справляться с таким количеством камер. Картинка с каждой из них он одновременно видит на своем мониторе и руководит операторами. Он же решает , картинку с какой камеры сейчас вывести в эфир.

Основные камеры – первая и вторая, которые ставят на основные камерные платформы. Они, как правая рука для режиссера. Первая – общий план, где видно все поле. Вторая – крупный план. Также важны офсайдные камеры, без них никуда. На матче Украина — Хорватия на каждом офсайде работали по две камеры. В таких поединках много спорных моментов. Чтобы в них разобраться, нужно посмотреть эпизод с нескольких ракурсов.

Но важно не только количество, но и качество камер. На этом матче задействовались SSM «super slow motion» камеры для повторов в замедленном действии и с высокой детализацией.

За два дня до матча начинается активная фаза. ПТС (передвижная телевизионная станция) выезжает на стадион, инженеры начинают настраивать оборудование. На матче такого уровня работает плюс-минус 100 человек. Это инженеры, операторы, операторы повторов, режиссеры, продюсеры, журналисты, ведущие, комментаторы. Обязательно несколько представителей УЕФА, которые контактируют со сборными (матч-директор) и с трансляторами.

 «Match Day – 1»

За день до матча уже расставлены все камеры, а машины ПТС заняли свои позиции. «День матча минус один» — это полноценный рабочий день всех режиссеров, продюсеров и операторов. Проводится множество тестов. Насколько правильно и ровно установлены камеры, правильная ли идет передача от LED панели, тестируется звук и графика, чтобы в день матча представители УЕФА были уверены, что все готово. Ответственность очень большая, ведь трансляция идет на весь мир. Если, например, в Бразилии купили права на показ этого матча, то их зрители увидят картинку, которую передает им «Футбол 1». Местным режиссерам нужно будет только наложить соответствующие титры.

 «Match Day»

В день матча работа начинается с самого утра. Проводится финальное собрание. На нем присутствуют представители принимающей стороны (Федерации футбола Украины), стадиона (НСК «Олимпийский»), транслятора (телеканалы «Футбол1»/«Футбол2») и УЕФА. На этой встрече еще раз согласовываются все детали. Потом представители УЕФА проверяюn, как все будет выглядеть, когда команды будут выходить на поле или как будет звучать гимн. Это практически репетиция матча. Инженеры проверяют всю технику, тестируют графику, настраивают звук, устраняют неполадки, которые могут возникнуть из-за погодных условий.

В это время линейный продюсер помогает хорватским телевизионным журналистам разобраться с позициями для включений и интервью. Главный режиссер уже занимает место в ПТС. У него есть четкий план с раскадровками, что показывать первым, что вторым. Этот план предоставляет УЕФА, там продумывают все до мелочей: как будет показан выход команд, когда показаны составы. Но все, что мы видим после стартового свистка, это творчество главного режиссера. Он определяет, какой кадр сейчас будет в эфире и ставит задачи операторам. Он говорит «1», «5», «10», а оператор понимает, что его камера сейчас находится в эфире. Связь со всеми участниками трансляции держится через гарнитуры.

Когда перед глазами режиссера больше 20 камер, невозможно все увидеть. Поэтому ему помогает линейный продюсер, который находится ближе всех к полю, рядом с 4-м арбитром. Он может подсказать, если вдруг началась потасовка или кто-то получил травму, готовится замена или что-то случилось на трибунах. Он контролирует все, что происходит в матче.

«Матч окончен, но трансляция продолжается»

После того, как арбитр дал финальный свиток, все продолжают работу. Режиссер ищет интересные кадры, как футболисты обмениваются футболками, рукопожатия тренеров, как расходятся люди с трибун. В трансляции открывается мультифлеш-окно, где показывается картинка из нескольких точек: студия, флеш-зоны, общий план стадиона.

Журналисты готовятся к включениям, чтобы зрители могли увидеть и услышать послематчевые комментарии участников встречи. На включениях работают не только украинские, но и хорватские журналисты, а также из других стран, на которые велась трансляция. В зависимости от количества заказов, включения и флеш-интервью занимают в общей сложности 30-60 минут.

Далее нужно решить много организационных вопросов в частности собирается реквизит, который предоставляло УЕФА. Потом проводится небольшое собрание, где обсуждается, что получилось, а что нет, какие были недочеты. И уже глубокой ночью все разъезжаются по домам.  Через несколько дней начинаются новые матчи и новые трансляции.