Выделяйся среди конкурентов при поиске работы

В большинстве западных компаний мотивационное письмо – обязательный документ при отклике на вакансию. В Украине кандидаты часто пренебрегают таким письмом, направляя в адрес потенциального работодателя только резюме. Иногда даже без указания вакансии, на которую они претендуют. Однако грамотно составленное мотивационное письмо дает отличную возможность привлечь внимание рекрутеров и выделиться из толпы конкурентов. Вот несколько советов из европейского подхода к написанию мотивационного письма. Основаны они на опыте посещения десятков мероприятий по трудоустройству в Великобритании, в том числе в бизнес-школе Кембриджского университета. Хорошо работает этот подход и в Украине.

Что такое мотивационное письмо?

Мотивационное, или сопроводительное письмо – это отдельный документ, который прикрепляется к вашему отклику на вакансию наравне с резюме. В этом письме вы аргументируете, почему вам интересна эта вакансия и почему компания должна взять на работу именно вас. Стандартная структура мотивационного письма – вступление, три основные части и заключение.

Лаконичное вступление

Вступление занимает одно-два предложения. Здесь вы рассказываете, кто вы такой, в какой должности вы заинтересованы и как вы о ней узнали (последнее особенно актуально для студентов). Например: «Меня зовут Тарас Михайлюк, и я студент IV курса Полтавского национального технического университета. Я подаю заявку на практику в компании ДТЭК Нефтегаз, о которой узнал во время рекрутинговой сессии, которая проводилась в нашем университете». Так вы покажете, что изучали компанию, посещали мероприятия, которые она организует, а не просто откликнулись на первую вакансию в списке headhunter. В свою очередь, работодатель четко понимает, на что вы претендуете.

Почему эта отрасль?

Переходим к основной части. В первом абзаце очень логично рассказать, почему вы хотите работать в определенной отрасли. Чем конкретный сектор экономики так привлекателен для вас? Например, почему вы хотели бы работать экономистом именно в энергетической компании? Или юристом – в аграрной? Возможно, вы получаете профильное образование или пишете дипломную работу. Или вы уже много лет работаете в этой сфере и накопили солидный опыт. А возможно, наоборот – вы хотите поменять отрасль. Тогда будьте готовы аргументировать это решение.

Почему эта компания?

Теперь расскажите о том, почему вы хотите работать именно в этой компании. Чем она привлекла ваше внимание? Почему вы выделили ее среди конкурентов? И будьте готовы найти более весомые аргументы, чем ожидаемый высокий уровень зарплаты, близкое расположение к дому или хороший социальный пакет. Покажите, что вам действительно интересна эта работа. Например, вас заинтересовала возможность работать на современном оборудовании на промышленном предприятии или реализовывать проекты для международных клиентов.

Почему я?

Третий абзац – ваш выход на сцену. Здесь вы отвечаете на вопрос, почему эта компания должна взять на работу именно вас. Какую пользу я принесу этому предприятию? Это может быть опыт управления определенными проектами, большой профессиональный опыт, навыки или знания, в которых нуждается компания. Подкрепляйте свои слова примерами. Лучше, если работодатель увидит один-два ярких примера, чем десяток красочных определений, типа «целеустремленный, легко обучаемый, неконфликтный, внимательный» и т.д.

Для заключения будет достаточно одного предложения. В нем вы можете указать, что будете рады более детально рассказать о своем опыте во время собеседования.

Уникальность мотивационного письма

Мотивационное письмо, как и резюме, составляется под каждую конкретную вакансию. Это не может быть один шаблон, который вы будете рассылать по всем компаниям. Ведь обязанности и требования везде могут немного отличаться. И, соответственно, можно подчеркнуть разные страницы вашей трудовой биографии. Как минимум, проверьте, не делаете ли вы смысловых ошибок. Например, вы хотите получить работу в частной газодобывающей компании ДТЭК Нефтегаз, а в письме указываете, что ваша цель – работа в НАК “Нафтогаз Украины”. Работодатель сразу заметит это несоответствие.

Пиши, сокращай

Даже если в школе по грамматике у вас была пятерка, попросите друга глянуть на вашу заявку свежим взглядом. Вы можете не увидеть пропущенную букву или запятую, но ее очень хорошо заметит рекрутер, читающий заявку от двадцатого кандидата. Это же касается опрятности – одинаковые шрифты, четкая логика, серьезный адрес электронной почты (имя, фамилия).

Творческий подход

Для представителей творческих профессий действуют свои правила. Это может быть портфолио, отклик на вакансию в виде видеоролика и многое другое. Если вы представитель не такой креативной профессии, вы все равно можете использовать более творческий подход, продемонстрировать нестандартное мышление. Например, если объявление о вакансии написано с долей юмора, почему бы не написать отклик в таком же стиле. При этом важно чувствовать, насколько ваш креатив будет уместен. И главное, донести до работодателя основные мысли: вашу заинтересованность в отрасли, в компании и то что вы – самый подходящий кандидат.

Если я студент?

Предположим, вы еще учитесь и опыта работы у вас нет. Поэтому ваш конек – навыки и личностные качества. Совет, который хочется дать студентам: будьте активными! Принимайте участие в работе студенческих сообществ, в тематических конференциях, в командных соревнованиях. Занимайтесь спортом, увлекайтесь активными видами отдыха, организуйте университетские проекты. Так вы будете развивать умение работать в команде, мыслить творчески, достигать цели, проявлять лидерские качества. Все это не только выигрышно смотрится в вашей заявке, но и действительно пригодится в работе.

Правильно оформленная заявка не заменит ваши знания и опыт. Однако она может выгодно подчеркнуть ваши достоинства и выделить вас среди кандидатов, которые обладают таким же опытом. Ведь сейчас умение преподнести себя – очень важно.