В отчете «Будущее профессий» Всемирного экономического форума выделены 10 навыков, которые будут важны в текущем году. По большому счету, тренды прошлого года сохраняются и вроде бы ничего нового я не пишу. И все-таки, я напишу, потому что это не ново, но важно.

Вообще сейчас вряд ли будет возникать много нового. Его и сейчас более чем достаточно, точнее – в избытке. Сейчас куда важнее не креаторство, а кураторство – выбор из этого нового массива главного. И я по-кураторски выделила пять главных качеств (в том числе креативность, как ни парадоксально).

Решение сложных задач

Этот навык я сознательно вынесла на первое место. Без него в современном мире, увы, совсем никак. Если в школьном учебнике алгебры сложная задача обозначалась специальной «звездочкой», то в жизни таких наводящих подсказок нет.

Мои два универсальных правила в решении сложных задач таковы: докопаться до первопричины и разбить процесс на составляющие – этапы. Иногда его еще называют «есть слона по частям».

Самой сложной задачей этого года, которую мы решили с командой Фонда Рината Ахметова, где я вхожу в Наблюдательный совет, стало приобретение 200 аппаратов искусственной вентиляции легких. Именно здесь мы как раз шли по второму правилу.

Креативность

Я сторонница утверждения, что креативность – это не удел избранных, а навык, который можно и нужно развивать. Безусловно, кто-то больше одарен способностью искать и находить нестандартные решения, кто-то меньше, но современный инструментарий может нивелировать разницу. Здесь, как ни странно это может прозвучать, важна системность.

Например, в Фонде Рината Ахметова мы создали в начале этого года креативный борд. И в него вошли не только коммуникационщики, но и коллеги из программного направления, из финансового департамента и других отделов. Вместе мы ищем креативные (нестандартные) решения для самых сложных задач, которые стоят перед Фондом. И по-настоящему крутые решения мы находим именно на пересечении разных экспертиз, разных оптик.

Критическое мышление

Изначально базовый навык для журналистов теперь жизненно необходим всем, кто как минимум хочет формировать реальную картинку действительности и не быть информационном «овощем». А как максимум: любую входящую информацию фильтровать по Станиславскому – через утверждение «Не верю!». Главное – не переборщить, чтобы навык не трансформировался в паранойю.

Самый базовый уровень – это проверка фактов у первоисточника. Если украинское издание по резонансной теме ссылается на материал в зарубежном СМИ, я обязательно перехожу на его сайт и изучаю оригинал.

Когнитивная гибкость

Крайне важная способность при работе в многозадачной среде, когда необходимо быстро переключаться с одной задачи на другую или параллельно шлифовать в голове несколько идей.

Для моей профессии крайне важный навык. Мой рабочий день – это микс верхнеуровневых задач в компании SCM, точечных проектов отдельных бизнесов, плотной работы в Фонде Рината Ахметова, работы с «Медиа Группой «Украина» как главы редакционного совета и общественных инициатив – например, участие в качестве спикера. И все это требует развитого навыка когнитивной гибкости. И одновременно – тренирует этот навык.

Эмоциональный интеллект

Если вы не умеете понимать собственные эмоции, вам тем более не интерпретировать чужие. А значит встроиться в текущий мир будет проблематично.

Развивать эмоциональный интеллект – это как держать депозит в банке. Проценты – это ваш дополнительный социальный капитал, который накапливается благодаря умению налаживать и поддерживать контакты с людьми. И не просто накапливается, а возвращается вам.

Я намеренно работаю с другим. С другими людьми (не очень понятными для меня), с другими дисциплинами (с которыми не работала до этого), с другими позициями. Работа с подобным делает меня сильнее. Работа с другим делает меня больше. И именно для работы с другим необходим эмоциональный интеллект. И это сложно, и требует большой работы над собой.

Чтобы очертить посильные масштабы другого, я ориентируюсь на «Число Данбара» – количество постоянных социальных контактов, которых человек способен эффективно поддерживать. Принято считать, что оно составляет 150 человек.