Что по вашему мнению самое важное в управлении репутацией в век интернета и социальных сетей?

 Во времена всеобщей прозрачности и постправды важно понимать, что любая информация может стать публичной. И задача пиарщиков сегодня не столько определить, что рассказывать, а что нет, сколько быть готовыми, что все публично, и уметь правильно формулировать информацию и доносить ее до целевых аудиторий. Второе большое отличие – это, безусловно, Big Data, большие данные. Они дают возможность практически все измерять, а значит, практически всем управлять. И третье: доверие. Раньше информации было мало – люди находились в ее поиске. Сейчас ее сверхмного. Возникает вопрос доверия: кому и чему верить? И поэтому бренды начинают говорить с людьми при помощи людей.

Может ли успешный бизнес быть непубличным?

Наверное, есть такие бизнесы, которые не нуждаются в доверии, и тогда – да. Потому что публичность – это же способ построения отношений с целевыми аудиториями. Это все равно, что спросить: а может ли успешный бизнес не иметь отношений со своей целевой аудиторией? Но если все-таки бизнесу для успеха нужны клиенты, то, конечно, он должен управлять этими отношениями, строить их.

 Что сегодня может гарантированно испортить безупречный имидж, или же наоборот, серьезно изменить репутацию бизнесмена?

Все очень сильно зависит от целевой репутации и нынешнего образа. Любое жесткое непопадание в целевой образ может его испортить и наоборот. Марк Цукерберг может себе позволить ходить в серой футболке и джинсах, именно потому что это соответствует некоему целевому образу. Но это совершенно не означает, что любой бизнесмен, который хочет построить себе имидж успешного человека, одевшись как Цукерберг, гарантированно получит репутационный бонус. Такой подход работает только когда он выглядит честно.

Без каких технологий сегодня невозможна ваша работа?

Вне всяких сомнений, нужна база – это мониторинг и аналитика, а также инструменты измерения эффективности. Сюда же – инструменты донесения информации: сайт и профайлы в социальных сетях. Плюс, инструменты внутренних коммуникаций – очень разные, прежде всего, мессенджеры. Еще все, что связано с репутационными моделями, потому что это позволяет точно понимать, к чему ты стремишься и как ты туда попадешь. И, конечно, социологические исследования.

Как вы готовитесь к публичным выступлениям?

Для меня очень важно понимать, кто аудитория и какой у нее запрос. После этого я определяю тему. Важно, чтобы она была интересна и мне. После этого я смотрю что-то, что меня может вдохновить, например, TED. Набрасываю базовую структуру выступления, готовлю, как правило, очень короткую презентацию с минимумом текста, и после этого я под презентацию пишу к каждому слайду 2-3 опорных текста.

Как часто вас приглашают выступать на масштабных форумах и планы на 2018 год?

Приглашения поступают часто, поэтому приходится выбирать. Первый критерий – я выступаю там, где есть четкий запрос на позицию СКМ и бизнеса. Второй – в зале есть наша целевая аудитория. Третий – мне важно быть там, где обсуждаются темы управления репутацией крупного бизнеса.

Существует ли проект, за реализацию которого вы бы не взялись ни при каких условиях?

Я не бралась бы за проект, который не нужен, на который нет реального запроса. То есть проект, который бы ничего не менял к лучшему.

На чем базируется ваша личная репутация?

На результатах моей работы в СКМ. Это, безусловно, те большие проекты и те успехи, которые есть в области управления репутацией Группы и Благотворительного фонда Рината Ахметова. Второе – это моя экспертиза как коммуникационщика. Третье – персональная ценность.

 Как находите баланс между работой и частной жизнью? Возможно ли вообще его найти?

Я не верю в некий математический баланс, я верю в функциональность отношений. Человек должен организовать свои время и пространство так, чтобы он был наполнен. Я верю в то, что человек чувствует себя хорошо, он полезен, он продуктивен, он проживает жизнь так, как надо, когда он наполнен. А рецепт наполненности и наполнения у каждого свой.

Что посоветуете почитать на тему репутации и публичных выступлений?

Из последнего – это книга Джереми Фишера и Гиллиан Кейс «Голос». Она про то, как говорить. Очень прикладная, с упражнениями – настоящий тренажер.

Журнал “Бизнес”