«Интерес и голод к новостям остались до сих пор»

Как попала в журналистику?

В классе в восьмом я стала бессменной ведущей ключевых школьных мероприятий. Вплоть до выпускного. Мои стандартные 1 сентября и последний звонок выглядели примерно так: микрофон и папка с текстом в руках, партнер по «сцене» - по правую руку, директор и педсовет - по левую. Прощаясь со школой, удалось перейти на другой уровень – мне предложили провести часть торжественного награждения медалистов всего района на сцене актового зала одного из городских ВУЗов. Рулить парадом мне понравилось. Тогда и пришла мысль: почему бы мне не стать телевизионной ведущей?

Ведущей я так и не стала. Даже не пыталась, перегорела. Зато за время учебы перепробовала немало интересных и курьезных стажировок. Это и отдел новостей газеты «Сегодня», при первом нашем знакомстве бегавший как ошпаренный, ведь несколькими минутами раньше в здании Минтранса упал лифт с пассажирами. И редакция одной из развлекательных передач на «Новом канале», в архивах которого я нашла несколько пикантных видео с отечественными политиками «в ополонках». И редакция социальной передачи на Первом национальном: после многочасового монтажа я до сих пор не могу спокойно смотреть телевизионные концерты и передачи - везде вижу склейки. И начитка новостей спорта на ломаном украинском в прямом эфире радиостанции «Проминь», студия которого тогда находилась в комментаторских кабинках НСК «Олимпийский». После этого была еще работа в небольшом киевском информагентстве в период выборов городского мера. И вот я попала в газету «Дело». 

К слову, по дороге на собеседование меня чуть не сманила другая организация. Редакция «Дела» тогда находилась на Владимирской во дворе нового офисного строения. Свернув не туда, я наткнулась на парочку прохожих. Они вызвались проводить меня по нужному адресу. По дороге выяснилось, что эти двое работали в медиахолдинге тогдашнего мэра Киева. Их редакция располагалась по соседству. Туда они меня и привели. Вся эта прогулка сопровождалась нелестными комментариями в адрес «Дела» и обещаниями, что при работе в их издании у меня вскоре появится BMW. Уже не помню, как я отказалась от перспективы BMW. Но на собеседовании в «Деле» я была в назначенный час. 

Как строились отношения с пиарщиками?

В моей практике пиарщики условно делились на три категории. К первой принадлежали преимущественно пиарщики инвесткомпаний. На них всегда можно было положиться: вышлешь запрос, а уже через пару часов в почте качественный комментарий инвестаналитика с пояснениями, оценками и прогнозами. Во вторую попадали пресс-секретари компаний или чиновников, работавшие в формате быстрых подтверждений-опровержений по телефону. Такие ребята особо не вдавались в детали, но часто даже коротких ответов было достаточно для понимания, куда и как «копать». И, наконец, моя любимая категория – смешанная. Здесь были надменные пиарщики политиков. И сотрудники пресс-служб, которые наверняка закатывали глаза на другом конце трубки: «Девушка, чего вы от меня хотите?». Самыми забавными были пиарщики, которые считали своей миссией всячески оберегать начальника от любых внешних контактов, «отгавкиваться» от назойливой прессы. При этом сам начальник мог быть милейшим человеком и всегда не прочь поговорить.

Каким достижением (достижениями) в журналистике гордишься?

Главным конкурентом печатного «Дела» всегда был украинский «Коммерсант». Оба издания боролись за то, чтобы первыми узнать эксклюзивные новости и рассказать о них читателям. Однажды мне стало известно, что на планерках «Коммерса» регулярно обсуждают мои материалы. В тот период я частенько выходила с эксклюзивами в «Деле», за что «доставалось» коллегам из другой редакции. Услышав это, я не почувствовала ни превосходства, ни злорадства. Я просто подумала, что неплохо делаю свою работу. И другие это видят.  

Курьезы в работе? Опечатки, оговорки?

Один раз я попала в черный список одной вполне доброжелательной украинской компании. Причиной тому – серия технических ошибок. Я дважды обращалась в компанию за комментарием, и оба раза что-то шло не так: то фото спикера перепутают, то спикеру чужие слова припишут. В обоих ситуациях это была ошибка редактора и верстальщика. В компании же были убеждены, что это мой саботаж. Впрочем, как я говорила, компания была незлобивой. Потому в наших отношениях довольно быстро наступила оттепель. Даже сводили меня в караоке на День журналиста. Но это уже другая история. 

Почему перешла в пиар?

Захотела не просто писать новости, но принимать в них участие. Первое время без журналистики было непросто. На дворе был 2010 год, не самый плохой для украинского рынка. Я работала в инвесткомпании. Коллеги в офисе постоянно обсуждали потенциальные сделки, инсайты, новости. Я же при этом не могла думать ни о чем, кроме одного: какие эксклюзивы это могли бы быть! До сих пор не представляю, как пережила эту «ломку» новостийщика. Впрочем, интерес и голод к новостям остались до сих пор.

Чем помогает журналистский опыт в профессии пиарщика?

Помогает понимать, что бывают ситуации, когда в ошибках виноват не только журналист 🙂 А еще профессиональная деформация пиарщика прекрасно лечится журналистикой. В качестве профилактики - здоровый цинизм и критическое мышление.

Благодаря журналистике я поняла еще кое-что: хороший журналист всегда будет искать прямой доступ к спикеру, даже если пиарщик тоже хорош. Функция пресс-службы в этом смысле меняется. Наша основная задача сейчас – взрастить и поддерживать таких спикеров. Людей, которые не растеряются при внезапной встрече с репортером, конструктивно построят ответ даже на кризисный вопрос и не откажутся от своих слов в процессе согласования текста. К этому мы и стремимся.

За что благодарны журналистике?

Благодарна и за воспитанную дерзость, и за укрепившееся критическое мышление, и за минус «икс» килограмм в весе. Но главное, что дала мне журналистика – это семья. «Он был моим редактором 🙂 », - обычно так я отвечаю на вопросы о знакомстве с моим мужем Максимом. Вместе нас свела газета «Дело». Газеты уже нет, а мы остаемся.

Что хотите пожелать нынешним журналистам?

Журналистов и качественной журналистики становится все меньше: многие ушли в PR, другие журналистикой только прикрываются. Желаю, чтобы было иначе! Это возможно. Не хватает двух главных компонентов: прозрачных и качественных денег и такой же аудитории. И этого тоже желаю!