«В журналистике любые твои сегодняшние достижения через неделю уже забыты»

Как попала в журналистику?

Забавно, но в журналистику я пришла из PR, которого, по существу, еще в стране тогда и не было. Так что я PRщик-тиранозавр. Первое место работы – пресс-служба Министерства транспорта, куда удалось устроиться после университета и рождения ребенка благодаря протекции однокурсницы.

Честно говоря, мы были не столько пресс-службой (как ее сейчас традиционно понимают), сколько командой журналистов-транспортников на аутсорсе. Писали во множестве статьи в специализированные, общественно-политические и прочие СМИ. Для нас это, прежде всего, была работа ради гонораров, но с высоты своего сегодняшнего опыта понимаю, что работали мы в соответствии передовым сегодняшним требованиям к пиарщикам: держали в фокусе ведущих СМИ проблемы отрасли, не заказушничали и пустых пресс-релизов не плодили в принципе.

Тогда собственно, сотрудничая с самыми требовательными редакторами, я и усвоила главные принципы взаимодействия СМИ и пиарщиков: король – эксклюзив и, если вам нужно попасть в инфополе, пишите хорошо сами – журналистам нет никакого резона вас обслуживать.

Через полгода работы в пресс-службе у меня уже сформировалось достойное портфолио с публикациями в ведущих СМИ страны и навыки продавать свои темы и статьи разным редакциям. Но статус «штатного журналиста» представлялся все еще особой привилегией и заветной мечтой. Так что моя первая редакция – деловой журнал «Компаньон», конечно же, самая памятная, а опыт работы - самый яркий. В редакцию я ворвалась в буквальном смысле с улицы – листала журнал в троллейбусе по дороге домой и поняла, что выхожу прямо под их офисом. И сразу зашла предлагать все свои талантища за умеренное вознаграждение. Получила несколько редакционных заданий, выполнила и вскоре уже стала корреспондентом отдела «Компании и рынки». Ура! Это был, наверное, самый «писучий» мой период. Было тяжело, но интересно. Это время можно с уверенностью назвать «Мои бизнес-университеты». Тогда я перезнакомилась и переобщалась с неимоверным количеством людей из бизнеса и не только. Почти каждая статья была откровением: найти бэкграунд в интернете еще было нереально, вся информация добывалась только из уст экспертов.

 

Как строились отношения с пиарщиками?

Взаимопонимание находили. Но только с теми, у кого развито чувство юмора. Без чувства юмора отношения журналист-пиарщик малореальны  .

Каким достижением (достижениями) в журналистике гордишься?

Трудно ответить. В журналистике любые твои сегодняшние достижения через неделю уже забыты. Каждый день нужно доказывать, что ты в профессии не зря.

Курьезы в работе? Опечатки, оговорки?

Этого было предостаточно. И у любого опытного журналиста/редактора таких историй, на которые в свое время было потрачено немало нервов, а потом они превратились в анекдоты для веселой кампании, предостаточно. Так что и к чужим промахам отношусь с пониманием.

До сих пор с благодарностью вспоминаю одного эксперта, которому, заикаясь, сообщила, что в журнале в его фамилии ошибка (или две?) по моей вине, на что он спокойно и доброжелательно ответил: «Но вы же в статье правильно проблему обозначили, а моя фамилия – это второстепенный вопрос». Но бывали и прямо противоположные реакции.

Почему перешла в пиар?

Вся моя журналистская карьера – это работа в бизнес-СМИ, так что, естественно, хотелось побывать и по ту сторону баррикад – в бизнесе.

Чем помогает журналистский опыт в профессии пиарщика?

Я знаю, что журналист мне ничего не должен. Он работает на свое СМИ и свою аудиторию. А уже моя работа – заполучить его внимание и его аудиторию, соответственно.

Не обижаюсь на «крепкие» заголовки (хотя коллег и приходится успокаивать). Сама рассказывала, что заголовок должен продать статью, а пресный, толерантный заголовок, увы и ах, никого не заинтересует.

Знаю, что вопросы на интервью должны быть неудобными. Это нормально. Это опять же работа журналиста – задать вопросы, которые интересны его аудитории, а не те, на которые хочет ответить спикер.

Не стоит ожидать, что журналисты, с которыми вы дружите, будут писать о вашей компании только хорошо. Дружба дружбой, но есть и профессиональные стандарты, а также требования редактора и прочее. И потом, «хорошо или ничего» - это о мертвецах, а вы и ваша компания/босс еще ого-го как живы. 

Много еще в чем помогает – можно тематический семинар проводить 🙂 .

За что благодарна журналистике?

За людей, с которыми довелось пообщаться. Некоторые разговоры-интервью по-настоящему дорогого стоили. Всегда с азартом искала светлых, умных людей, радовалась каждой находке и с радостью отдавала им страницы.

За лучших журналистов и редакторов, с которыми посчастливилось работать и общаться. Благодаря моей работе, я всегда знала, что Украина умная, смелая и свободная страна. И журналисты у нас такие же. Извечные разговоры про ленивых и т. д. журналистов не поддерживаю. Я знаю других.

Что хочешь пожелать нынешним журналистам?

Получать кайф от профессии – это реально, я знаю. Быть готовыми к переменам. Всегда учиться и не бронзоветь.