Мало людей целенаправленно собирают деньги для того, чтобы потом проинвестировать в свое обучение. Очень многие об этом говорят, но, наверное, мало кто это делает, и еще меньше людей рассматривают, в принципе, обучение как инвестицию. Люди готовы инвестировать в недвижимость, еще во что-то, но cвое образование мы почему-то не воспринимаем как инвестицию. И в принципе понятно почему: результат от этих инвестиций – он очень далекий, не факт, что мы проучимся успешно. И даже если мы проучимся успешно, нет никаких гарантий что эти знания нам точно принесут какую-то прибыль, что мы сможем окупить инвестиции. Да, считать ROI на обучение сложно. Но это не означает, что не надо в этом направлении думать, и не означает, что не надо в этом направлении действовать. Возьмем как пример инвестиции в обучение по программе MBA. Из опыта своего общения скажу, что мало кто из желающих получить МВА, может внятно сформулировать зачем ему это образование. «Я потрачу на свое MBA-образование столько-то, и потом я как-то заработаю либо верну» – такой ответ редкость. Большинство получают MBA-образование на какой-то волне моды – классно, все ж получают MBA-образование, ну, и я должен получить – я же не хуже.

Украинский бизнес, за исключением группы СКМ, на обучение сотрудников, тоже зачастую смотрит как на затраты, а не как на инвестиции. Я всегда, когда выступаю на эту тему, рассказываю замечательный анекдот, который мне нравится: встречаются 2 бизнесмена и один говорит: «Слушай, а ты не боишься, что ты всех обучишь, а они возьмут и уйдут?». Он говорит: «Нет, я боюсь другого. Я боюсь, что, если их сейчас не обучу, они у меня останутся работать». И здесь я вижу важную задачу для коллег из HR-функции – научить СЕО или собственников воспринимать деньги на обучение как инвестиции. Компании же модернизируют технологии, закупают новое оборудование – точно так же нужно и «обновлять» знания сотрудников.

Мне близок пример из энергоэффективности. Возьмем покупку холодильника. Мы можем купить холодильник подешевле, он будет много потреблять электроэнергии. Можем купить холодильник подороже, который будет очень мало потреблять электроэнергии. Что выгоднее? По состоянию на здесь и сейчас первый вариант. Но если посчитать, сколько на протяжении пяти лет мы потратим на электроэнергию, то покупка второго получается в разы выгоднее. К обучению нужно так же относиться. То есть, когда мы вложили в инвестицию, она нам вернется, и вернется в разы больше. Здесь проблема в том, что никто бизнесу не показывает это, поэтому такое отношение. Немало случаев, когда коллеги обращаются к нам в Академию ДТЭК с просьбой встретиться с генеральным директором или топ-менеджментом и объяснить важность инвестиций в обучение. Мы стараемся никому не отказывать в этом. Инвестиции в образование – это стратегия игры вдолгую.