Парижское метро, трасса для автогонок NASCAR, самое высокое здание Бурдж Халифа в Дубае. При строительстве этих объектов использовались золошлаковые отходы метзаводов или электростанций – как альтернатива традиционным строительным материалам. Наверное, не нужно убеждать, что получилось и качественно, и экономно .

На днях, с коллегами из других компаний, снова вспоминали эти примеры во время конференции Waste Management 2018. И снова в зале висел немой вопрос: а почему же в Украине не делать так же?
В стране, которая явно не может позволить себе лишние расходы. Где слово «дороги» по-прежнему вызывает грустную улыбку. А проблема отходов (как промышленных, так и бытовых) уже чуть ли не угроза национальной безопасности.

Попытки изменить ситуацию сегодня, по сути, видны только со стороны бизнеса. АрселлорМиттал Кривой Рог ищет пути как использовать шлаки в сельском хозяйстве. Завод построил участок дороги с использованием шлаков на территории своего предприятия и сейчас тестируют его под весом БелАЗов и КРАЗов. Мы, ДТЭК, уже разработали проектно-сметную документацию на ремонт тестового километра трассы для общественного пользования во Львовской области с использованием золошлаков. Наши партнеры – компания Recycling Solutions – продвигает шлаки как материал для строительства зданий.

На руках у каждого – стопки выводов и исследований, что шлаки пригодны для этих целей, и не только не уступают натуральным материалам, а по некоторым характеристикам даже превосходят их. Также, что это абсолютно безопасное сырье.

Это убеждает компании за рубежом, куда экспортируется значительная доля всех перерабатываемых отходов украинской промышленности. Все больше доверия и понимания мы видим среди покупателей из бизнеса и внутри страны.

Сложнее всего – с чиновниками, без участия которых достичь почти 100% переработки промотходов, как это в Европе или ряде стран Азии, – будет сложно и долго.

Роль государства важна и в плане изменений нормативной базы, которая пока еще хромает, и в устранении препятствий в плане логистики, бюрократии, других вопросов. Наконец, кто-то же должен достучаться до строителей дорог и обратить их внимание на явные выгоды шлаков – может и их стало бы меньше…