Татьяна Костюченко

Директор департамента по работе с персоналом ПУМБ

Я уверена, что человек может делать лучше всего то, что приносит ему реальное удовольствие. Выбрав любимое дело, ты «обречен» на успех. Это требует серьезной работы для познания себя, своих сильных сторон.  Важно разобраться, что тебе нравится, что ты реально можешь. И понять, что ты способен делать действительно лучше других. И сделать это своей профессией.

Татьяна Костюченко работает в HR уже 25 лет. Она была первым HR-специалистом в Украине, который получил сертификацию американского общества SHRM в 1999 году. Изучала управление персоналом в Cranfield School of Management и Management Center Europe.

В 1993 году в Украине появился первый оператор мобильной связи «Украинская Мобильная Связь», учредителями которого выступили три западные телекоммуникационные компании. Они принесли в Украину западные стандарты ведения бизнеса, в том числе в управлении персоналом. До работы в УМС Татьяна даже не представляла, что такое Human Recourses Management. На украинском рынке такого понятия просто не существовало. Оно появилось с приходом на рынок труда таких компаний, как UTEL, Siemens, Johnson & Johnson, UMC, Tambrands, Tetra Pack. Тогда началось формирование HR-сообщества украинского рынка труда. Компании стали обучать, развивать своих HR-специалистов. Их роль в компаниях росла и становилась все более значимой. И Татьяна стала счастливой участницей этого процесса. Со временем Татьяна поняла, что выбор профессии был не случайным, и она шла к нему всю жизнь. Даже если не совсем сознательно.

Татьяна – участник многочисленных инновационных для украинского рынка HR-проектов. Работая в УМС, она стояла у истоков внедрения модулей по управлению персоналом в рамках системы SAP, реализовывала совместный с компанией Hay Group проект по оценке должностей, занималась внедрением системы МВО  в управлении предприятием. Весь этот багаж знаний оказался ценным и востребованным в будущем.

Любая профессиональная деятельность становится интересней, если она сбалансирована с другими хобби. При этом часть этих интересов закладывается еще в детстве, как например, привычка читать, а часть - возникают уже во взрослом возрасте, как осознанный выбор. Татьяна в свободное время читает книги, преимущественно художественные, поскольку это эмоционально ее подпитывает. Любит хороший кинематограф, вызывающий сопереживание, а также работу, связанную с растениями и землей. Это уравновешивает и дает возможность побыть наедине с самой собой.

Мой ПУМБ

Я работаю в ПУМБ уже 4 года. Первое, что я отметила для себя, когда пришла в банк – это высокий уровень HR-специалистов. Здесь уже была сформирована сильная команда людей, хорошо знающих свое дело, с опытом реализации разных проектов и задач. Ядро профессионалов по самым разным аспектам работы банка уже было сформировано. Эти специалисты помогли ПУМБ справиться с самыми сложными рыночными ситуациями.

У нашего банка была и остается репутация финучреждения с высокопрофессиональной командой, кузницы кадров для банковского рынка.  В ПУМБ приходят за глубокой профессиональной экспертизой, ростом, за возможностью работать в профессиональном сообществе. Это и достижение, и угроза для банка, поскольку наши специалисты находятся постоянно в поле зрения конкурентов и агентств по подбору персонала. Поэтому одной из ключевых HR-задач по-прежнему остается удержание ключевых сотрудников ПУМБ, создание для них развивающей и мотивирующей среды. 

Я пришла в ПУМБ накануне кризиса 2014 года. Какое-то время у меня было опасение, что кризисная ситуация приведет к снижению «аппетита» банка в части работы с персоналом, к отказу от интересных HR-проектов и инициатив. Я заблуждалась, и это доказали 2014-2017 годы. Тогда был период новых вызовов и задач в области управления персоналом в банке ПУМБ. За это  время  объединились ПУМБ и Ренессанс Кредит. Для HR-направления банка это время стало периодом интенсивной работы над корпоративной культурой объединенной структуры. На сегодняшний день корпоративная культура остается одной из наших ключевых задач.

 

Через ценности к успеху или почему корпоративная культура - must-have для больших организаций

Наша корпоративная культура – это наши корпоративные ценности. Клиент, сотрудничество, изменения, ответственность, амбиции и результат.

Почему мы начали работать с темой ценностей? К этому нас подтолкнуло слияние двух банков  -  ПУМБ и Ренессанс Кредит, и новая стратегия объединенного банка. Стало понятно, что старые принципы двух культур не позволяют нам быстро двигаться вперед. Нам нужны были новые. Тогда мы запустили процесс по разработке новых ценностей. Провели несколько эмоциональных, но результативных воркшопов с членами Правления, и в результате разработали шесть новых ценностей. Они стали основой нашей корпкультуры. Дальше мы должны были наполнить каждую ценность смыслом. К этому процессу мы привлекли сотрудников из различных департаментов банка. Мы описали каждую ценность простым и понятным языком. Оставалось самое важное: от понимания перейти к действиям - к изменению модели поведения самих себя, своих коллег и своих подчиненных.

На первом этапе мы пропустили новую систему ценностей через Правление и директоров департаментов Головного офиса. Дальше нам предстояло внедрить ценности на уровне всей сети ПУМБ -  людей, от которых успех банка зависит напрямую. С января 2017 года сотрудники HR-функции отправились по всем филиалам, чтобы совместно с руководителями на местах донести систему ценностей и сделать ее понятной на уровне рядовых специалистов.

Сегодня мы перешли к конкретным инструментам, которые сделают ценности живыми: они будут лежать в основе всех наши процессов. Начали мы с рекрутинга. Для банка важно, какие люди к нам приходят. Совместно с компанией Golden Staff мы разработали тренинг по ценностному интервью. Его прошли наши рекрутеры. Однако мы хотим обучить этому инструменту всех руководителей для того, чтобы они четко понимали, какие кадры нужны банку, и через какие инструменты таких кандидатов можно оценить на входе.

Новая система ценностей интегрирована в оценку кандидатов на руководящие позиции. Теперь помимо управленческих компетенций, мы оцениваем, насколько кандидаты разделяют ценности банка. Программа отбора лучших сотрудников ПУМБ также основана на ценностном подходе. Наши ценности нашли отражение на новом карьерном сайте. Мы хотим, чтобы бренд ПУМБ ассоциировался с банком широких возможностей,  высокопрофессиональной экспертизой, признанием вклада и европейским стилем управления. 

 

Работающие ценности

Для того чтобы система ценностей заработала, ее нужно красиво упаковать и оживить: донести до сотрудников и клиентов, объяснить, зачем она нужна и как работает. Сделать это мы решили через истории со своими героями и образами. Реализация этой идеи – это коллаборация HR и PR. Мы хотели ярко упаковать наши ценности, сделать их частью жизни сотрудников, создать красивые стимулы поступать в соответствии с ними. Результатом совместной работы стали прекрасные визуальные образы супергероев, которые теперь можно увидеть во всех офисах ПУМБ, и суперигра.  Игра побуждает всех сотрудников ознакомиться с ценностями банка, узнать больше о корпоративной культуре, и стать супергероями банка ПУМБ. Уже сейчас мы видим реальные достижение благодаря такому подходу. Принятые ценности прочно вошли в жизнь банка: сотрудники знают, разделяют и руководствуются системой ценностей.

 

 

Как найти работу, о которой мечтаешь. Где и как искать. На что обращать внимание.

Я уверена, что человек может делать лучше всего то, что приносит ему реальное удовольствие. Выбрав любимое дело, ты «обречен» на успех. Это требует серьезной работы для познания себя, своих сильных сторон.  Важно разобраться, что тебе нравится, что ты реально можешь. И понять, что ты способен делать действительно лучше других. И сделать это своей профессией.

 

О чем должен знать успешный кандидат. Как пройти собеседование.

Успех кандидата во многом зависит от того же фактора, что и успех любого процесса продаж  - от подготовки к предстоящей встрече. И не имеет значение, с клиентом вы встречаетесь, чтобы продать ему свое предложение, или с будущим работодателем. Вы должны быть готовы к встрече. Узнайте максимальное количество информации о потенциальном работодателе – о его бизнесе, руководстве компании, принципах работы компании. Сейчас вся информация доступна в интернете. Это подтвердит серьезность ваших намерений и заинтересованность работать именно в этой компании. Это также скажет о вашей основательности и привычке хорошо прорабатывать стоящую перед вами задачу. Наведите справки у коллег или через другие возможные контакты о том, какие задачи сейчас стоят перед вашим потенциальным работодателем и продумайте, что из вашего опыта могло бы быть полезным в решении этих задач. Такие предварительные «заготовки» могут быть очень полезны на интервью.

Любое успешное интервью – это ваша способность донести до человека, который о вас ничего не знает, оптимальный объем нужной ему и важной информации. Если у вас нет привычки анализировать самого себя, давать оценку себе и своим поступкам, а также опыту, вам будет сложно выполнить эту задачу на интервью. Больше размышляйте о себе, делайте выводы, заключения. Научитесь кратко и доказательно говорить о себе, как личности, профессионале.

 

Что нужно для успешной работы и карьерного роста. Какие существуют must-компетенции. Есть ряд компетенций, которые будут усиливать человека на любой работе:

  • способность эффективно общаться с другими людьми,
  • умение слышать и понимать других,
  • способность совместно достигать результатов,
  • синтетическое мышление – способность после анализа данных обобщать и делать выводы, прогнозировать развитие ситуации.

 

Ключевые ошибки на собеседованиях

Две существенные ошибки – это отсутствие явного интереса в потенциальном работодателе и предлагаемой работе, а также отсутствие какой-либо подготовки к проведению интервью.